Дюка Поль

Дюка (Dukas) ПольДЮКА (Dukas) Поль (Поль Абраам) (1.10.1865, Париж - 17.5.1935, там же), французский композитор, музыкальной критик и педагог, член Академии изящных искусств Франции (1934). Сын банкира. С 1882 учился в Парижской консерватории по классу фортепиано Ж. Матьяса, по классу композиции Э. Гиро.

2-я Римская премия за кантату «Велледа» (1888). С 1910 года профессор Парижской консерватории (до 1913 оркестровка, с 1928 - композиция), одновременно с 1926 возглавлял кафедру композиции в Нормальной школе (среди учеников - О. Мессиан, Л. Пипков, Ю. Г. Крейн, Си-Синхай). Влиянием Р. Вагнера и С. Франка отмечены его увертюра «Полиевкт» (по П. Корнелю, 1891), Симфония С-dur (1896), сразу вошедшие в репертуар ведущих французских оркестров, а также фортепианная соната es-moll (1900) и «Вариации, интерлюдия и финал на тему Рамо» (1903). Мировое признание Дюку принесло симфоническое скерцо «Ученик Чародея» (по одноимённый балладе И. В. Гёте, 1897), блестящую оркестровку которого высоко ценил Н. А. Римский-Корсаков. Богатые колористические находки импрессионистской оперы «Ариана и Синяя Борода» (по одноимённой пьесе М. Метерлинка; поставлена в 1907, «Опера-Комик», Париж) получили развитие в хореографической поэме «Пери» (на сюжет древнеиранской легенды, 1912, театр «Шатле», там же), посвящённой первой исполнительнице главной роли - балерине Н. В. Трухановой (с А. П. Павловой в главной роли - 1921, Парижская опера). Сочинения 1920-х годов (поэма «Жалоба фавна в отдалении», «Аллегро» для фортепиано, романс «Amours» на слова П. де Ронсара и др.) отличаются психологизмом, утончённостью гармоний, отчасти возрождают старинную стилистику. Многие почти законченные произведения (в том числе соната для скрипки и фортепиано) были уничтожены композитором. Влияние его музыки (главным образом гармонии и инструментовки) испытали многие композиторы 20 века (И. Ф. Стравинский, А. фон Цемлинский и др.).

Реклама

Сотрудничал как музыкальный критик в периодических изданиях «Revue hebdomadaire», «Chronique des Arts», «Le Quotidien» и др., автор более 330 статей. Одним из первых во Франции оценил значение творчества М. П. Мусоргского.

Соч.: Les écrits de Р. Dukas sur la musique. Р., 1948; Correspondance / Еtabli par G. Favre. Р., 1971; Статьи и рецензии композиторов Франции. Кон. XIX - начало XX в. Л., 1972. С.218-345.

Лит.: Крейн Ю. П. Дюка // Советская музыка. 1935. № 9; он же. Вспоминая Дюка // Там же. 1959. № 10; Favre G. Р. Dukas. Sa vie et ses oeuvres. Р., 1948; idem. L’œuvre de Р. Dukas. Р., 1969; Palaux Simonnet В. Р. Dukas, ou Le musicien-sorcier. Gen., 2001.