Дюмон Луи Шарль Жан

ДЮМОН (Dumont) Луи Шарль Жан (1.8.1911, Фессалоники - 19.11.1998, Париж), французский антрополог, социолог, индолог. Доктор словесности (1954). С 1945 работал в Национальном музее народных искусств и традиций при Музее человека, занимался провансальским фольклором и этнографией, в 1938-39 в училище при Лувре - кельтской археологией. С 1939 на фронте, с 1940 в плену под Гамбургом, где занялся изучением санскрита. В 1946-49 в Национальной школе восточных языков изучал хинди и тамильский язык. Ученик Ж. Дюмезиля, М. Мосса, французского индолога Л. Рену. В 1949-50 исследовал социальный строй дравидов в Южной Индии. В 1952-55 читал лекции по индийской социологии в Оксфордском университете, сблизился с Э. Эвансом-Причардом и другими представителями британской социальной антропологии. С 1955 директор школы Высших социальных исследований, в 1967 организовал Центр индийских исследований (впоследствии Центр изучения Индии и Южной Азии) и основал журнал «Contributions to Indian sociology». В 1954-55 и 1957-58 проводил полевые исследования в Северной Индии. Дюмон - крупнейший специалист по традиционному индийскому обществу. Обобщающий труд «Homo hierarchicus» (1966) посвящён кастовой системе индуизма, в которой Дюмон видел основу индийской цивилизационной модели. Согласно Дюмону, каста отличается от других форм социальной стратификации расхождением между ритуальным статусом и светским (т. е. политико-экономическим положением) в рамках одной и той же социальной системы. Соединяя классическую индологию с социологией, Дюмон выдвинул и применил собственный метод, состоящий в сочетании взглядов «изнутри» и «извне», в определении соотношения социальной организации с идеологией. Ряд работ Дюмона [«Индийская цивилизация и мы» (1964), «Человек Равный. Генезис и развитие экономической идеологии» (1977), «Очерки индивидуализма. Современная идеология в свете антропологии» (1983) и др.] посвящён сопоставлению образа жизни, идеологии и социальных институтов традиционного Востока и современного Запада. Дюмон противопоставлял западные эгалитарные ценности и иерархические, свойственные индийскому и другим традиционным обществам, считал, что «индивидуализм» как глобальная идеология современного западного общества возник, когда первенство взаимных отношений личностей было замещено главенством отношений между личностями и вещами, рассматриваемыми как собственность, что освободило экономику от всяких моральных и политических ограничений («революция в ценностях»). Конечной целью исследований Дюмон считал нахождение в культурном разнообразии общих форм человеческой умственной деятельности.

Реклама

Соч.: Hierarchy and marriage alliance in South Indian kinship. L., 1957; La civilisation indienne et nous. Р., 1975; Homo aequalis. I. Genèse et épanouissement de l’idéologie éqonomique. Р., 1985; Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997; Homo hierarchicus / Ред., вступ. ст. Н. Г. Краснодембской. СПб., 2001.

Лит.: L. Dumont // International dictionary of anthropologists. N. Y., 1991; Lardinois R. The genesis of L. Dumont’s anthropology: The 1930s in France revisited // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. 1996. Vol. 16. № 1; Madan Т. N. Louis Dumont 1911-1998: а memoir // Contributions to Indian sociology. New ser. 1999. Vol. 33. № 3; Краснодембская Н. Г. Л. Дюмон: кто он по специальности? // Сборник Музея антропологии и этнографии. 2006. Т. 49.

Н. Г. Краснодембская.