Дюмустье

ДЮМУСТЬЕ (Dumoustier; Dumonstier; Du Moustier; Du Monstier), семья французских живописцев, рисовальщиков, золотых дел мастеров и скульпторов, работавших в 16-18 веках. Наиболее известна ветвь семьи Дюмустье, восходящая к миниатюристу Жану (? -около 1535, Руан); её представители были выдающимися мастерами, так называемого карандашного портрета, распространённого в искусстве французского Возрождения и 1-й половины 17 века (исполнялись итальянскими и цветными карандашами, часто - с подцветкой сангиной, гуашью или пастелью).

Дюмустье Жоффруа [около 1510, Руан (?) - похоронен 15.10.1573, Париж], сын Жана и брат Местона (золотых дел мастер в Руане в 1530-е годы). Был миниатюристом при дворе Франциска I и Генриха II; работал во дворце Фонтенбло (1537-40) под руководством Россо Фьорентино, в Руане и Экуане. Исполнял также гравюры (на евангельские сюжеты) и эскизы для витражей. Отец Этьенна II, Пьера I и Косме II (около 1545 или 1550-1605, Руан), придворного портретиста Екатерины Медичи, затем наваррских королей.

Реклама

Этьенн II (около 1540, Париж - 23.10. 1603, там же), придворный художник Генриха II, в 1569-99 художник и камердинер Карла IX, Генриха III и Генриха IV. Около 1569-70 находился (вместе с братом Пьером I) с дипломатическим поручением в Вене, при дворе императора Максимилиана II. Среди работ - портреты Генриха III (1570), Карла Лотарингского, герцога Майенна (около 1580, оба - Национальная библиотека, Париж). Его сын - рисовальщик Пьер II (около 1585-1656).

Дюмустье Пьер I (около 1543, Париж - между 8.1 и 5.2.1601, там же), учился, вероятно, у отца. В 1583-84 художник и камердинер Генриха III, с 1586 придворный художник Екатерины Медичи. Испытал влияние Ф. Клуэ и мастеров Фонтенбло школы. Ему приписывается свыше 40 портретов; в лучших из них он стремился не только похоже воспроизвести внешний облик модели, её характер, но и запечатлеть психологическое состояние человека. Среди портретируемых - брат Этьенн II (1569 и около 1570, оба - Эрмитаж, Санкт-Петербург), герцог Алансонский (около 1572), Екатерина Медичи и Маргарита Валуа (все - Национальная библиотека, Париж), герцогиня де Жуайёз (около 1576, Британский музей, Лондон).

Даниэль (14.5.1574, Париж-21.6. 1646, там же), сын Косме II. С 1601 художник дофина (будущего короля Людовика XIII), с 1603 художник и камердинер Генриха IV, с 1626 - Гастона, герцога Орлеанского. Автор эффектных портретов, неровных по качеству (всего свыше 300); лучшие из них выдают влияние Ж. и Ф. Клуэ и обнаруживают психологическую проницательность: министра К. Кончини (1624, Лувр, Париж), канцлера П. Сегье (1635, Эрмитаж), «Портрет молодого человека» (1640, там же). Около 80 его работ хранится в Библиотеке Сент-Женевьев в Париже. Его сыновья - рисовальщики Этьенн III (1604 или 1606 - около 1630 или после 1653) и Никола (1612-67); сыном последнего был гравёр Луи (1641-?).

К семье Дюмустье принадлежали также Косме I (?-1552), бывший золотых дел мастером при Руанском соборе; руанский миниатюрист Этьенн I (работал в начале 16 века); Карден (или Карантен), королевский скульптор в 1540-50 (работал в Фонтенбло); портретист и гравёр Шарль (?-1782), родственные связи которых в точности не установлены.

Лит.: Moreau-Nelaton Е. Les frères Du Monstier. Р., 1908; Dimier L. Histoire de la peinture de portrait en France au XVIème siècle. Р., 1924-1926. Vol. 1-3; Мальцева Н. Л. Французский карандашный портрет XVI в. М., 1978; Beguin S. Pour G. Dumonstier. Mainz, 1996; Lecoeur D. D. Dumonstier. Р., 2006.

В. В. Стародубова.