Дюркгейм Эмиль

Дюркгейм (Durkheim) ЭмильДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь - 15.11.1917, Париж), французский социолог, один из создателей социологии как науки, профессии и предмета преподавания. Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1882). Преподавал в лицеях Санса, Сен-Кантена и Труа; университетах Бордо (1887-1902, профессор с 1896) и Парижа (1902-17).

Основатель и глава французской социологической школы, группировавшейся вокруг основанного им в 1898 году журнала «L’Annéе sociologique» («Социологический ежегодник»).

Научное мировоззрение Дюркгейма сформировалось под влиянием Р. Декарта, Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, О. Конта, Г. Спенсера, французских философов Ш. Ренувье и Э. Бутру. В противовес интуитивизму и интроспекционизму «философии жизни» он обосновывал необходимость распространения принципов рационализма и детерминизма на познание социальных явлений, применения в социальных науках объективных методов по образцу естественных наук. Главный методологический принцип социологии Дюркгейма - «социальные факты нужно рассматривать как вещи», то есть на основе их признаков, фиксируемых внешним образом, подобно тому, как это происходит с научным познанием явлений природного мира. Из социологии, как и из других наук, следует устранить все «предпонятия», то есть понятия, сформировавшиеся вне науки.

Реклама

Согласно Дюркгейму, социальная реальность так же фундаментальна и «прочна», как и другие виды природной реальности. Поэтому она также не поддаётся произвольному манипулированию, и управлять ею можно, лишь опираясь на её собственные тенденции и закономерности. Обосновывая самостоятельность социологии, её особое и даже доминирующее положение среди наук о человеке, он доказывал, что общество - это реальность особого рода, которая не сводится к биопсихической реальности индивидов. Отсюда его критика биологических и психологических объяснений в социологии и требование «чисто» социологического объяснения: социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, а не процессами, происходящими в психике и поведении индивидов. При этом социология в значительной мере совпадает с «коллективной психологией», отличной от психологии индивида и основанной на идее специфического характера общества, группы и других форм социальности. По Дюркгейму, общество - результат взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, этот результат существует уже как самостоятельная реальность, обладающая собственными свойствами и оказывающая, в свою очередь, более или менее сильное воздействие на индивидов. В книге «Правила социологического метода» (1895) (в русском переводе - «Метод социологии») он утверждал, что социальные факты, составляющие предмет социологии, отличаются двумя признаками: они находятся вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Подобными признаками обладают, в его истолковании, самые различные формы социальности: «коллективные представления», «коллективное сознание», «коллективные чувства», «священное» (в противовес «светскому») и т. п.

Философско-антропологическая концепция Дюркгейма основана на представлении о человеке как о двойственном существе, в котором сложным образом взаимодействуют и борются два начала: индивидуальное и социальное. Первое представляет биопсихическую природу человека и выражается в разного рода индивидуальных потребностях, импульсах, аппетитах и т. п.; второе - в социальных правилах, нормах, институтах, ценностях, символах и т. д. Второе, естественно, не может существовать без первого; первое же нуждается во втором, в социальной (групповой) принадлежности, идентичности и социальном регулировании, без чего потребности и устремления человека носят беспредельный, необузданный, разрушительный и саморазрушительный характер.

В книге «О разделении общественного труда» (1893) Дюркгейм  обосновывал положение о том, что основная функция разделения труда (понимаемого в широком смысле как социальная деятельность) состоит в формировании и поддержании социальной солидарности. В архаических («сегментарных») обществах существует «механическая солидарность», основанная на «коллективном сознании», целиком поглощающем индивидуальные сознания.

В развитых обществах она уступает место «органической солидарности», основанной на разделении труда, функциональной взаимозависимости и взаимообмене. «Коллективное сознание» здесь сохраняется, но действует в более ограниченной сфере; его предписания становятся более общими и неопределёнными, что порождает индивидуальные различия и разнообразие их истолкований. Разделение труда может не порождать солидарности тогда, когда оно является «анормальным», то есть «аномическим» (никак не регламентируемым), принудительным или недостаточно эффективным в функциональном отношении.

В работе «Самоубийство» (1897), построенной на анализе статистических данных, Дюркгейм, отвергая психологические, психиатрические и другие распространённые объяснения самоубийств, связывает их количество со степенью интеграции и ценностно-нормативной регуляции общества или социальной группы. Он анализирует три основных типа самоубийства: «эгоистическое», являющееся следствием ослабления социальных связей индивида; «альтруистическое», происходящее из-за крайнего поглощения индивида обществом; «аномическое», возникающее в результате ценностно-нормативного вакуума (аномии) в обществе (четвёртый тип - «фаталистское» самоубийство, выступающее как симметричный антипод «аномического», как результат чрезвычайной «зарегулированности» социальной жизни, Дюркгейм лишь называет в качестве гипотетического). В каждом обществе, по Дюркгейму, существуют определённые «суицидогенные течения» и соответствующая степень предрасположенности к самоубийствам. Преодолеть аномию, характерную для современных ему индустриальных обществ, он считал возможным посредством всемерного развития института профессий и профессиональных групп, или корпораций, возрождающих в новой форме цеховую организацию европейского Средневековья. Занимая промежуточное положение между семьёй и государством, эти группы призваны выполнять функцию общины, моральной среды для индивидов.

В труде «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм на основе анализа тотемических культов австралийских аборигенов исследовал социальные истоки и функции религии, а также социальное происхождение форм мышления и категорий сознания. Отвергая мифологическую, анимистическую и другие теории происхождения и сущности религии, он интерпретировал её как совокупность верований и действий, касающихся священных объектов, которые противостоят светским (мирским) объектам. Религия, по Дюркгейму, - это система символов, представляющих в той или иной форме общество, группу и другие социальные образования, которые являются реальными и подлинными адресатами всех религиозных культов. Любой объект, независимо от его внутренних свойств, может стать священным, если он символизирует общество (социальную группу и т.п.). Главные социальные функции религии, согласно Дюркгейму, - создание и воссоздание сплочённости и идеалов, стимулирующих общественное развитие. С его точки зрения, социологический подход к религии предполагает признание истинности всех религиозных систем, поскольку все они так или иначе выражают социальную реальность. Этот подход означает также отсутствие принципиального различия между традиционными религиозными культами в собственном смысле и гражданскими культами: и те и другие относятся к священным сущностям, символизирующим социальные отношения, они выполняют одинаковые социальные функции.

Дюркгейм сочетал эволюционистский и структурно-функциональный подходы к изучению социальных явлений. Первая тенденция проявилась у него главным образом в типологии обществ, в понимании сложных обществ как комбинаций простых, в объяснении социальных институтов посредством обращения к их «элементарным» формам. Вместе с тем, соединив присущий биоорганической школе в социологии взгляд на общество как на интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социальной реальности, Дюркгейм разработал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии, социальной и культурной антропологии. Под социальной функцией он понимал соответствие того или иного явления определённой потребности социальной системы и требовал отличать функции от сознательно формулируемых и декларируемых целей.

Дюркгейм в своих исследованиях стремился сочетать теоретический и эмпирический подходы к изучению социальных явлений. В отличие от конфликтной теории общества (К. Маркс, некоторые варианты социального дарвинизма), он рассматривал социальную жизнь, прежде всего как сферу солидарности и согласия.

Основной вклад Дюркгейма в социальную науку состоит в трактовке общества как ценностно-нормативной системы, как системы символов, обеспечивающих интеграцию и взаимодействие между людьми. Его исследования оказали огромное влияние на последующее развитие теоретической социологии, различных отраслей социологического знания, а также на другие социальные и гуманитарные науки. Его научное творчество по-прежнему является объектом многочисленных исследований и продолжает рассматриваться как актуальное.

Соч.: Les formes élémentaires de la vie religieuse. Р., 1912; Leçons de sociologie physique et du droit. Р., 1950; Pragmatisme et sociologie. Р., 1955; La science sociale et l’action. Р., 1970; Textes. Р., 1975. Vol. 1-3; О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Социология образования. М., 1996; Самоубийство. СПб., 1998; Lettres à Marcel Mauss. Р., 1998; Элементарные формы религиозной жизни // Религиоведение. Хрестоматия. М., 2000; Определение моральных фактов // Теоретическая социология. Антология. М., 2002. Ч. 1.

Лит.: Lukes S. Е. Durkheim: His life and work. N. Y., 1972; Pickering W.S. F. Durkheim’s sociology of religion. L., 1984; Besnard Ph., Borlandi М., Vogt Р. Division du travail et lien social. La thèse de Durkheim un siècle après. Р., 1993; Durkheimian studies. Oxf., 1995-2007-. Vol. 1-12-; Durkheim d’un siècle à l’autre / Еd. Ch.-Н. Cuin. Р., 1997; Cherkaoui М. Naissance d’une science sociale. La sociologie selon Durkheim. Gen., 1998; Lire Durkheim aujourd’hui. Р., 1999; Durkheim’s suicide. А century of research and debate / Ed. by W. S. F. Pickering, G. Walford. L.; N. Y., 2000; Гофман А. Б. Э. Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М., 2001 ; Осипова Е. В. Социология Э. Дюркгейма. СПб., 2001; Besnard Ph. Еtudes durkheimiennes. Gen., 2003; Steiner Ph. La sociologie de Durkheim. 4 éd. Р., 2005.

А. Б. Гофман.