Дзанни
ДЗАННИ, цанни (итальянский zanni, уменьшительное от имени Giovanni), один из основных персонажей итальянской комедии дель арте. Появился в 16 веке. Прообразом послужил тип обедневшего крестьянина из окрестностей Бергамо (Северная Италия) или из Ачерры и др. (Южная Италия), покинувшего родные места в поисках работы. Две наиболее популярные разновидности: 1-й Дзанни - пройдоха, плут, ловкач - Бригелла, Ковьелло и др.; 2-й Дзанни - простак, увалень - Арлекин, Пульчинелла и другие. В пьесе могут действовать несколько Дзанни. Костюм: длинная холщовая блуза с низким поясом, длинные широкие штаны, широкополая шляпа с пером, за поясом деревянная палка в форме меча (батоккио), на плече короткий плащ. Обязательным атрибутом обоих Дзанни были чёрные полумаски. Костюм 1-го Дзанни соответственно его характеру был более щегольским, на его блузу часто нашивались жёлтые или зелёные позументы, придававшие ей сходство с лакейской ливреей. Дзанни говорили на различных местных диалектах. Исполнение ролей Дзанни строилось на импровизации, насыщенной элементами сатиры, носило остробуффонный характер, отличалось обилием различных забавных трюков (лацци). Дзанни принимали активное участие в развитии сюжетной интриги; вступая в борьбу с Панталоне и Доктором, они приводили действие к благополучному концу. Дзанни определяли оптимистический пафос, сатирическую силу комедии дель арте. Среди актёров, выступавших в этом амплуа, наиболее известны Т. Мартинелли, Н. Барбьери, Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли, А. Сакки, Д. де Фьоре, Э. Де Филиппо, М. Моретти.
Лит.: Sand М. Masques et bouffons (comédie italienne). Р., 1862; Миклашевский К. La commedia dell’arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII и XVIII столетий. СПб., 1914; Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. Commedia dell’arte. М., 1962; Molinari С. La commedia dell’arte. Roma, 1999; Vianello D. L’arte del buffone: maschere е spettacolo tra Italia е Baviera nel XVI secolo. Roma, 2005; История зарубежного театра. СПб., 2005.