Джамболонья Джо­ванни да Болонья

ДЖАМБОЛОНЬЯ ДЖАМБОЛОНЬЯ (Giambologna), Джованни да Болонья (Giovanni da Bologna; собственно Жан де Булонь, Jean de Boulogne) (1529, Дуэ, Фландрия - 13.8.1608, Флоренция), итальянский скульптор. Учился во Фландрии у Ж. Дюбрёка, в 1550 году посетил Италию, где изучал скульптуру античности и Возрождения. В 1552 по приглашению коллекционера Б. Веккьетти обосновался во Флоренции, став со временем придворным скульптором герцогов Медичи и одним из главных представителей флорентийского маньеризма в скульптуре. Вдохновляясь скульптурной группой «Победа» Микеланджело (1530-33, Палаццо Веккьо, Флоренция) и эллинистической пластикой, используя рекомендуемые Микеланджело пирамидальные композиции и тип «змеевидной» фигуры («figura serpentinata»), Джамболонья создал ряд мраморных работ: «Самсон, убивающий филистимлянина» (1560-62, Музей Виктории и Альберта, Лондон); «Триумф Флоренции над Пизой» (Национальный музей Барджелло, Флоренция), «Похищение сабинянок» (1582, Лоджия деи Ланци, Флоренция), «Геракл, убивающий кентавра» (1595-1600, там же). Все фигуры показаны в момент резкого движения, объединены в спиралевидную композицию, которая при обходе раскрывается в смене неожиданных ракурсов. Основным материалом, в котором работал Джамболонья, была бронза. Конная статуя герцога Козимо I Медичи (1587-93, Пьяцца делла-Синьория, Флоренция) стала образцом, по которому создавались статуи и статуэтки монархов других стран. Типично маньеристической является декоративная пластика Джамболоньи: садово-парковая скульптура (изображения животных для грота Виллы Медичи в Кастелло, ныне Национальный музей Барджелло; Аллегория Аппенин, Вилла Демидова в Пратолино) и фонтаны (Нептуна на Пьяцца Маджоре в Болонье, 1566). Мастерская Джамболоньи была крупнейшим центром, где создавались небольшие бронзовые статуэтки по моделям мастера. Джамболонья, опираясь на опыт Микеланджело, разработал последовательный процесс воплощения замысла от маленьких набросков (боццетти) в глине или воске к более проработанной модели и, наконец, к полномасштабной модели; перевод её в материал часто осуществлялся ассистентами Джамболоньи (скульпторами А. Сусини, П. Такка, П. Франкавилла и др.). Боццетти и модели Джамболоньи (большая часть в Музее Виктории и Альберта, Лондон) уже его современниками ценились за свою непосредственность, целостность и органичность формы; художественная манера и творческий метод Джамболоньи предвосхитили пластику барокко.

Реклама

Лит.: Giambologna, sculptor to the Medici, 1529-1608. (Cat.). L., 1978; Holderbaum J. The sculptor G. Bologna. N. Y.; L., 1983; Avery Ch. Giambologna: the complete sculpture. Oxf., 1987.

О. А. Назарова.