Джами Абдуррахман Нураддин
ДЖАМИ Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад (7.11.1414, Джам, близ Нишапура, Иран - 9.11.1492, Герат, ныне Афганистан), персидский поэт, философ, музыкант. Родился в семье правоведов. Учился в медресе в Герате, Самарканде, получил хорошее образование как в области традиционных наук (арабский язык, Коран, хадисы, право), так и в области философии и точных наук. С юности Джами увлекался суфизмом; стал учеником (мюридом) Саад ад-Дина Кашгари - главы братства Накшбандийя в Герате. Наибольшую славу Джами снискал как автор касыд, газелей и поэм-маснави. Развивая традицию «Пятерицы» Низами Гянджеви, Джами создал свою «Семерицу» («Хафт авранг», или «Семь корон»), в которую вошли: собрание рассказов и притч «Золотая цепь» («Сильсилят аз-захаб», части 1-3, 1472-86), излагающих философско-этические положения накшбандиев; поэма «Саламан и Абсаль» (1480), где в аллегорической форме передано суфийское учение о преодолении плотской любви на пути к божественной; дидактическая поэма «Подарки благородным» («Тухфат аль-ахрар», 1481), состоящая из 20 притч, обличающих пороки времени, произвол властей и лицемерие улемов; дидактическо-мистическая поэма «Чётки праведных» («Субхат аль-абрар», около 1482); суфийские любовные аллегории «Юсуф и Зулейха» (1483) и «Лейли и Меджнун» (1484); дидактическая поэма «Книга мудрости Искандера» (около 1485), написанная в виде бесед Александра Македонского с философами на морально-этические темы.
Реклама
Стихотворения Джами объединены в три поэтические дивана: «Начало юности» («Фатихат аш-шабаб», 1479), «Центральная жемчужина ожерелья» («Васитат аль-акд», 1489) и «Завершение жизни» («Хатимат аль-хаят», 1490-91); к числу наиболее знаменитых религиозно-философских касыд относятся «Море тайн» («Бахр аль-асрар», 1475) и «Сияние духа», в которых осуждается рационализм Ибн Сины. Джами принадлежат также несколько суфийских трактатов и сборник более 600 биографий суфиев «Дуновения [Божественной] дружбы из чертогов Святости» («Нафахат аль-унс мин хадарат аль-кудс», 1476-78). Биографический свод «Весенний сад» (1487) содержит изящные по форме назидательные рассказы о прославленных поэтах Ирана. Джами написан целый ряд научных сочинений: трактаты о рифме и метрике, книга о составлении стихотворных загадок, шарад и ребусов. Особое место в его наследии занимает «Трактат о музыке» («Рисолаи мусики»), в котором обобщены труды предшественников Джами (аль-Фараби, Ибн Сины, Сафи ад-Дина, Абд аль-Кадира). В 2 основных частях трактата (учение о композиции, учение о ритме) даны понятия музыкальных интервалов, тетрахордов, пентахордов и их соединений, наименьшей ритмической единицы (накр), «ритмических кругов» (остинатных ритмических формул), объяснены расположение звуков 17-ступенного октавного звукоряда на струнах уда, ладовая основа 12 макомов, принципы сочетания музыкальной и поэтической ритмики.
Творчество Джами, завершающее классический период истории персидской литературы, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие персидской и ряда сопредельных с ней литератур.
Соч.: Трактат о музыке / Коммент. В. М. Беляева. Таш., 1960; Юсуф и Зулейха. М., 1964; Саламан и Абсаль. Душ., 1967; Избр. произведения: В 4 т. Душ., 1971-1981.
Лит.: Хекмат А. А. Джами. Тегеран, 1941 (на персидском языке); Rypka J. Iranische Literaturgeschichte. Lpz., 1959; Бертельс Е. Э. Навои и Джами. М., 1965; Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. М., 1970; Афсахзод А. Лирика Абд ар-Рахмана Джами. М., 1988; Сафа 3. Тарих-е адабиййат дар Иран. Тегеран, 1993. Т. 4.
Я. Ю. Чалисова; Е. М. Фраёнова (музыка).