Джентиле Джованни

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (30.5.1875, Кастельветрано - 15.4.1944, Флоренция), итальянский философ, государственный деятель, создатель системы «актуального идеализма». Профессор в университетах Палермо (с 1906), Пизы (с 1914) и Рима (1918-43). В 1903-1922 совместно с Б. Кроче издавал журнал «La Critica». Дружба с Кроче сменилась разрывом, когда Джентиле поддержал фашистское движение, в котором видел продолжение дела Рисорджименто. В качестве министра народного образования (1922-24) в первом правительстве Б. Муссолини провёл широкомасштабную педагогическую реформу (распространение обязательного обучения на детей до 14 лет; сокращение числа высших учебных заведений с целью улучшения преподавания в них; обязательные государственные экзамены во всех, в том числе частных, школах при свободном выборе форм обучения). Председатель комиссий по реформе конституции (1925-28), член Большого фашистского совета (1925-1929). Научный руководитель «Итальянской энциклопедии» (1925-44), президент Итальянской Академии Наук (1943-44). Убит партизанами.

Джентиле предпринял «реформу гегелевской диалектики» в духе намеченного ещё Б. Спавентой синтеза идей И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля, считая невозможным выводить все категории из предельно абстрактного понятия «чистого бытия», как это происходит в «Науке логики» Гегеля. Диалектический процесс может развёртываться только от конкретного к абстрактному, но не наоборот, ибо лишь конкретное обладает энергией самодвижения. Конкретное - это живая «мыслящая мысль» (il pensiero pensante) реального субъекта, каковым является не «мировой дух», но трансцендентальное Я, которое в неустанной творческой деятельности создаёт всё новые формы объективного мира - преходящие стадии своего самосознания, чтобы затем, удостоверившись в этом тождестве «саморазличающейся мысли» (Я = не-Я), возвратиться к самому себе (в поздних работах Джентиле «трансцендентальное Я» иногда отождествляется с Богом как с «бесконечной и абсолютной Личностью»), Эмпирическому Я и обыденному сознанию доступны лишь объективированные следы этой деятельности («чистого акта») духа - уже «продуманная мысль» (il pensiero pensato), превратившаяся из акта в факт, из «вечного настоящего» в мёртвое прошлое. В написанном в 1943 году и посмертно опубликованном сочинении «Генезис и структура общества» («Genesi е struttura della società», 1946) Джентиле выдвинул идею «нового гуманизма» - гуманизма «человека труда» (del’uomo che lavora).

Реклама

В послевоенный период влияние философии Джентиле сказалось в «позитивном экзистенциализме» Н. Аббаньяно и др.

Соч.: La filosofia di Marx. Pisa, 1899; Sommario di pedagogia come scienza filosofica. Bari, 1913. Vol. 1: Pedagogia generale; Teoria generale dello spirito come atto puro. Pisa, 1916; Le origini della filosofia contemporanea in Italia. Messina, 1917-1923. Vol. 1-3; Sistema di logica come teoria del conoscere. Pisa, 1917. Vol. 1. Bari, 1923. Vol. 2; La riforma della dialettica hegeliana. Messina, 1923; La filosofia dell’arte. Firenze, 1931; La riforma della scuola in Italia. Mil., 1932; Introduzione alla filosofia. Mil.; Roma, 1933; La mia religione. Firenze, 1943; Opere filosofiche. Mil., 1991.

Лит.: G. Gentile. La vita е il pensiero. Firenze, 1948-1972. Vol. 1-14; Pardo F. La filosofia di G. Gentile (Genesi, sviluppo, unità sistematica, critica). Firenze, 1972; Lo Schiavo А. Introduzione а Gentile. Roma; Bari, 1974.

М. А. Киссель.