Джентилески

ДЖЕНТИЛЕСКИ (Gentileschi), семья итальянских живописцев 16 - середины 17 века, наиболее яркие представители итальянского караваджизма.

Джентилески Орацио (9.7.1563, Пиза - 7.2.1639, Лондон), в ранних произведениях связан с итальянским маньеризмом, но уже с 1605 года в его станковых работах очевидно влияние Караваджо, с которым он познакомился в Риме, куда переехал в конце 1590-х годов. Джентилески работал также в области монументальной живописи: участвовал в создании мозаик в куполе собора Святого Петра (1609-10; совместно с А. Тасси), расписывал Касино Муз (1611-12), Саладель-Консисторио в Палаццо Квиринале (1612) и др. (все - в Риме). Работал в Генуе при дворе герцога Савойского (1623-26); в Париже по заказу Марии Медичи исполнил ряд аллегорических композиций для Люксембургского дворца (1624-25). С 1626 года придворный художник Карла I в Лондоне, где создал плафон Большого зала Куинс-хауса в Гринвиче (1638-39, ныне - в Мальборо-хаус, Лондон), при участии своей дочери Артемизии.

Джентилески Артемизия (8.7.1593, Рим - 1652 или 1653, Неаполь), была ученицей Орацио, также брала уроки перспективы у А. Тасси. В 1612 году переехала во Флоренцию. Неоднократно обращалась к библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне («Юдифь, убивающая Олоферна», 1611-12, Национальный музей Каподимонте, Неаполь; «Юдифь с головой Олоферна», около 1613-14, галерея Уффици, Флоренция; повторения в других собраниях). В 1616 стала первой женщиной, удостоенной членства во флорентийской Академии рисунка. В 1620 вернулась в Рим, работала в Генуе, с 1630 - в Неаполе; совершила поездку в Англию (конец 1630-х годов). Для её живописи характерны натурализм, повышенная экспрессия.

Лит.: Longhi R. Gentileschi, padre е figlia // Longhi R. Opere complete. Firenze, 1961. Vol. 1; Rossi М. О. Gentileschi. Mil., 1965; О. е А. Gentileschi. (Cat.). Mil., 2001.