Джеймс Уильям

Джеймс, Джемс (James) УильямДЖЕЙМС, Джемс (James) Уильям (11.1.1842, Нью-Йорк - 26.8.1910, Чокоруа, Нью-Гэмпшир, США), американский психолог и философ, один из основателей научной психологии. Потомок ирландских эмигрантов, старший из 5 детей известного теолога Генри Джеймса Старшего, брат писателя Г. Джеймса.

Окончил Гарвардский университет (доктор медицины, 1869). После трёхлетнего кризиса (Джеймс страдал депрессией, будучи не в состоянии разрешить противоречие между естественнонаучным и религиозным пониманием человека) начал преподавать в Гарварде (с 1873) анатомию и физиологию, затем психологию (в 1876 основал первую в США лабораторию экспериментальной психологии) и философию.

В 1890 году опубликовал прославившую его книгу «The principles of psychology» (vol. 1-2; в русском переводе «Научные основы психологии», 2003), в которой систематизировал основные разделы психологической науки, внеся особый вклад в разработку проблем сознания, эмоций, воли и личности. Джеймс рассматривал психическую жизнь как активность, направленную на приспособление к среде, став одним из основателей функционализма в психологии. В акте самосознания человек обнаруживает в себе непрерывно меняющиеся целостные состояния («поток») сознания, в каждом из которых он выступает как субъект, познающий Я, выделяющий из этого потока ощущений, эмоций и мыслей себя как объект, как «моё, принадлежащее мне», то есть познаваемое, «эмпирическое Я», или личность. Последняя включает «физическую личность» (тело, одежда, дом и т.п.), «социальную личность», ориентированную на признание со стороны других людей (социальная личность множественна и включает роли социальные, с которыми идентифицируется человек, - друг, отец, подчинённый и т. п.), и «духовную личность» (идеалы, мысли, чувство внутренней активности и т. п.). Среди важнейших характеристик личности Джеймс ввёл в психологию понятия «самооценка», «самоуважение», «самотождественность». Согласно предложенной им периферической теории эмоций (так называемая теория Джеймса - Ланге), эмоции отражают произошедшие чуть ранее физиологические изменения, связанные с рефлекторной реакцией на воспринятое (мы огорчены, потому что плачем, испуганы, потому что дрожим, и т.п.). Эта теория несколько десятилетий определяла развитие психологии эмоций, пока не получила экспериментального опровержения. В психологии воли впервые поставил вопрос о механизмах перехода от представлений к произвольным действиям. Явившись одним из инициаторов психологического изучения феноменов парапсихологии, спиритизма, религиозного опыта как состояния сознания, Джеймс пришёл к выводу, что обычное сознание человека подобно маленькому острову среди океана многообразных возможностей человеческой психики.

Реклама

В 1890-е годы центр интересов Джеймса сместился в сторону философии. Вслед за Ч. С. Пирсом Джеймс развивает концепцию прагматизма, согласно которой ценность любых идей, теорий и систем представлений связана с теми следствиями, которые вытекают из них для практической жизни. Представления, которые считаются истинными, соответствуют не «объективной реальности», а успешным результатам их применения на практике, выполняя ценностную и направляющую функции по отношению к деятельности человека. В частности, истинными следует считать религиозную веру, веру в свободу человека, «мелиоризм» - позицию, противопоставленную крайностям оптимизма и пессимизма, согласно которой будущее человека находится в его руках.

«Радикальный эмпиризм» Джеймса исходит из понятия «чистого опыта» как нераздельного единства духовного и материального, души и тела, субъекта и объекта. В процессе познания этот целостный «поток жизни» в целях практического удобства разделяется на части (физические и психические объекты и т.п.), и познание выступает как установление внешних отношений между этими разъединёнными частями опыта. Сознание, выполняющее важную познавательную функцию, не является особой субстанцией: прообразом понятия «духа» Джеймс считал обычный процесс дыхания, так что вместо «я мыслю» можно было бы сказать «я дышу». Незамкнутая и незавершённая «плюралистическая Вселенная» предстаёт нам во множестве форм, и разные виды упорядочивания опыта отличаются только своей относительной практической ценностью.

В трудах по педагогике Джеймс рассматривал процесс воспитания как организацию стремлений и навыков человека в определённые формы поведения, исходя при этом из решающего влияния инстинктов и эмоций. Выступал как убеждённый противник формальных приёмов обучения, не затрагивающих глубины психической жизни учащихся. Эти воззрения Джеймс получили развитие в прагматистской педагогике.

В 1900-х годах Джеймс много путешествовал по Европе и США, выступал с лекциями, в основном на философские темы. Эдинбургский (1902) и Гарвардский (1903) университеты присудили ему степень доктора права. Джеймс оказал огромное влияние на психологию; в числе философов, опиравшихся на его идеи, были Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Э. Гуссерль, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.

Соч.: Беседы с учителями о психологии. М., 1902. М., 1998; The meaning of truth. N. Y., 1909; Прагматизм. СПб., 1910; Психология. 6-е изд. СПб., 1911. М., 1991; Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911; Essays in radical empirism. N. Y., 1912; Введение в философию. Берлин, 1923. М., 2000; Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993; Воля к вере. М., 1997.

Лит.: Perry R.В. The thought and character of W. James. Camb., 1948. Vol. 1-2; Morris L.R. W. James. N. Y., 1950; The philosophy of W. James. Hamb., 1976; Mayers G. Е. W. James, his life and thought. New Haven, 1986. Смотри также литературу при ст. Прагматизм.

Д. А. Леонтьев.