Джезуальдо ди Веноза

ДЖЕЗУАЛЬДО ди Веноза (Gesualdo di Venosa) Карло [8.3.1566 (по другим данным, 1560 или 1561), Веноза - 8.9.1613, Джезуальдо, похоронен в Неаполе], итальянский композитор. Князь Венозы. Родился и воспитывался в аристократической среде (его мать Джиролама Борромео - племянница папы Пия IV, дядя - кардинал), играл на лютне и гитаре. Предположительно его первым учителем композиции был П. Ненна (служил при дворе в Неаполе). Был знаком с Т. Тассо (сохранились стихи последнего, посвящённые композитору). В 1593-96 жил в Ферраре - городе с богатыми музыкальными  традициями (в разные годы там работали А. Вилларт, Н. Вичентино, К. де Pope; при жизни Джезуальдо музыкальная  культура процветала при дворе Альфонсо II д’Эсте), давшими мощный толчок его творчеству. Образцом для подражания он считал музыку феррарского композитора и придворного органиста Л. Лудзаски (посвятил Джезуальдо свою 4-ю книгу мадригалов, 1594).

Джезуальдо ди ВенозаОсновной жанр музыки Джезуальдо - мадригал. Им создано 6 книг 5-голосных мадригалов (книга 6-голосных мадригалов утеряна), 1-я и 2-я изданы в 1594 (под псевдонимом Джузеппе Пилонии; 14 мадригалов из них написаны на тексты Тассо), 3-я - в 1595, 4-я - в 1596 (все - Феррара), 5-я и 6-я - в 1611 (голоса, Джезуальдо) и 1613 (партитура, Генуя). Две последние книги мадригалов занимают особое место в истории музыки. Тексты их написаны от первого лица (автор неизвестен, возможно, им был сам композитор); тематика, по-видимому, обусловлена личной драмой Джезуальдо, из ревности лишившего жизни (в 1590) свою первую жену, Марию д’Авалос, и её любовника. Слова morte (смерть), duolo (скорбь), tormenti (муки), piangere (плакать), uccidere (убивать) и т.п. переходят из одного мадригала в другой и приобретают эмблематическое значение. Джезуальдо широко пользуется музыкально-риторическими фигурами (например, слова «ветер», «огонь», «бег» выделены более мелкими ритмическими длительностями и имитацией, что создаёт впечатление стремительного движения, в противоположность словам «боль» и «муки», которые распеваются в медленном темпе, создавая впечатление оцепенения и болезненной сосредоточенности). Форма мадригалов до мельчайших подробностей детерминирована текстом, образуя ясно различимые разделы, часто не соизмеримые по размерам и архитектоническому «весу». Молниеносная смена аффектов сопровождается резкой сменой склада внутри одной пьесы - имитационно-полифонического (нередко напоминающего вилланеллу и другие песенные жанры) и аккордово-гармонического. Среди известных мадригалов: «Beltà, poi che t’assenti» («Красавица, раз ты уходишь»), «Moro, lasso, al mio duolo» («Увы, я умираю от страданий»), «Mercé grido piangendo» («Пощады молю я, плача»), «Tu piangi, о Filii mia» («Ты плачешь, моя Филлида»). Яркая особенность стиля - уникальная для того времени насыщенность хроматизмом. В основе красочного сопоставления хроматических аккордов (с постоянными переченьями, диссонансами) лежит чаще не тонально-функциональная, а линеарная логика (по выражению И. Ф. Стравинского, эта гармония «направляется голосоведением, как виноградная лоза - шпалерой»), тонально-стабильные фразы сменяются фразами, в которых контраст тоники и периферии выражен слабо. Высотная структура музыки Джезуальдо не получила удовлетворительного теоретического объяснения до наших дней.

Реклама

При всей новизне музыкального  языка Джезуальдо остался безразличным к новым, рождавшимся в начале 17 века «модным» тенденциям: не писал гомофонных пьес, не создал ни одной оперы, образцы его инструментальной музыки единичны. Помимо мадригалов ему принадлежат 2 сборника «Духовных песнопений» (1603; по жанру это мотеты, написанные в строфической форме, с использованием имитационной полифонии) и «Респонсории (...) к оффицию Страстной недели» (1611), музыкальный  язык которых более сдержан, хотя мадригальный стиль Джезуальдо проникает и сюда (например, в обработке псалма «Miserere»). С 1596 года композитор жил в фамильном замке в Джезуальдо, где создал домашнюю капеллу для исполнения собственной музыки. Последние годы жизни провёл в одиночестве (по свидетельствам очевидцев, вследствие расстройства психики, усугублённого смертью сына в 1600).

В сочинениях Джезуальдо, как никакого другого композитора, отразился маньеризм Позднего Возрождения с характерными для него чертами: преувеличенность и излом чувств, искажение ранее найденных, «стандартных» приёмов композиционной техники. Характерно, что у Джезуальдо не оказалось последователей, лишь в 20 веке его музыка была впервые оценена по достоинству. Э. Ловински увидел в стиле Джезуальдо некую параллель атональности (назвал гармонию Джезуальдо «трезвучной атональностью»). Музыку Джезуальдо высоко ценил И. Ф. Стравинский, создавший «Монумент Джезуальдо ди Венозе к 400-летию» (1960; кроме того, он досочинил утерянные партии в нескольких духовных сочинениях Джезуальдо). А. Г. Шнитке написал оперу «Джезуальдо» (Вена, 1995).

Лит.: Lowinsky Е. Tonality and atonality in sixteenth-century music. Berk.; Los Ang., 1961; Dahlhaus С. Zur chromatischen Technik С. Gesualdos // Analecta musicologica. 1967. Bd 4; Meister Н. Untersuchungen zum Verhältnis von Text und Vertonung in den Madrigalen С. Gesualdos. Regensburg, 1973; Wettig К. Satztechnische Studien an den Madrigalen С. Gesualdos. Fr./М., 1990; Watkins G. Gesualdo: the man and his music. 2nd ed. Oxf., 1991; Pizzichelli В. Introduzione а Gesualdo da Venosa. Rome, 1995.

М. А. Григорьева.