Джива

ДЖИВА (санскрит jiva - живое), в индийский религиозно-философской традиции живое существо, душа. В отличие от Атмана, выступающего субъективным аспектом Мирового сознания - Брахмана, Джива – это, прежде всего, отдельная индивидуальная душа. В джайнизме понятие Дживы охватывает одушевлённые существа трёх категорий:

1) совершенные освобождённые души (сиддха);

2) души, связанные сансарой (бадцха), - от растений, наделённых осязанием, до людей, демонов и богов;

3) жители ада (наракия).

Все Дживы по своей природе вечны и всеведущи, но из-за притока материи (карма) они оказываются привязанными к сансаре. Среди ортодоксальных направлений представления о Дживе разрабатывались, прежде всего, в школах веданты. В адвайта-веданте Джива, по своей сути тождественная Атману, в силу невежества приписывает себе временные телесные и психические характеристики, поэтому её индивидуальность иллюзорна. В вишишта-адвайте Джива есть сохраняющая свою индивидуальность часть и одновременно атрибут высшего Брахмана.