Джхукар

ДЖХУКАР, археологическая культура позднего бронзового века (2-я половина 2-го тысячелетия до нашей эры) в Синде (Пакистан), финальный этап хараппской цивилизации. Названа по поселению Джхукар (в 9,5 км западнее города Ларкана и в 27 км от Мохенджо-Даро), где в 1928 году Н. Дж. Маджумдар выделил «постхараппский» слой. Раскопки британского археолога Э. Маккея в Чанху-Даро (1935-36) подтвердили распространение культуры Джхукар и на других памятниках. Ряд исследователей считали её пришлой и связывали с ариями. Новые работы М. Р. Мугхала в Джхукаре (1973-74) доказали непрерывность традиции хараппской цивилизации на протяжении 3 фаз в Джхукаре.

ДжхукарПоселения на платформах от наводнений с прямоугольными кварталами, в том числе ремесленников (изготовление керамики, бус, печатей); колодцы, дренажная система, жилые и хозяйственные постройки из обожжённого кирпича. Изготовленная на гончарном круге керамика более грубой выделки, чем хараппская. Мугхал характеризует её как поздний хараппский стиль: чёрная роспись по красному ангобу с использованием красного и коричневого цвета на белом фоне; характерны группы соединённых петель, ряды удлинённых ромбов (напоминают рисунки рыб на хараппской керамике), круги с красными точками, рисунки листьев с толстыми прожилками, петли на венчиках блюд, квадраты, кресты, различно расположенные зигзаги. Бронзовые и медные посуда, тёсла, ножи, булавки; каменные зернотёрки, песты, ступки; фаянсовые бусы; глиняные круглые амулеты-печати с геометрическим узором, редко с изображением козла. В Чанху-Даро уникальны 2 бронзовые мини-модели (высота 6 и 4,4 см) двухколёсных повозок, открытых спереди и сзади, с двускатной крышей, отражающие влияние культуры ариев. В Чанху-Даро в угол хараппского дома впущен сосуд, где находились череп человека, большая раковина, 4 бронзовых плоских кельта и кольцо. Кельты, кольца, булавки (от 6 до 29 предметов) характерны для кладов культуры Джхукар. На могильнике «Н» Хараппы раскопано 2 слоя погребений: нижний с трупоположениями, верхний с остатками трупосожжений, помещённых в урны; оба обряда отличны от хараппских захоронений могильника R-37. Росписи на керамике из верхнего слоя сопоставимы с некоторыми сюжетами в 10-й мандале Ригведы. Горизонт памятников, близких Джхукар по времени и характеру, известен в Южном Белуджистане и Пенджабе (Пакистан), в Гуджарате (Индия). Джхукар сменила пришлая культура Джхангар, в Белуджистане - комплекс Кулли В (или Лондо), в Гуджарате - культуры «с чёрной и красной керамикой», в Пенджабе - культуры с керамикой охристого цвета и серой расписной. Первая и последняя связываются некоторыми археологами с ариями, остальные - с местным населением, принявшим участие в формировании раннеисторических культур Индостана.

Реклама

Лит.: Majumdar N. G. Explorations in Sind // Memoirs of the Archaeological Survey of India. 1934. №48; Mackay Е.J. Н. Chanhu-daro excavations, 1935-36. 2nd ed. Varanasi, 1976; Mughal М. R. The Harappan settlement systems and patterns in the Greater Indus Valley (Circa 3500-1500 В. С.) // Pakistan Archaeology. 1990. №25; Щетенко А. Я. К реконструкции некоторых персонажей религиозного пантеона древнеиндийской цивилизации // Боспорский феномен. СПб., 2005.

А. Я. Щетенко.