Джойстик

ДЖОЙСТИК (от английского joystick), рычажное устройство для ввода данных в ЭВМ. Джойстик  относится к внешним устройствам ЭВМ. Представляет собой рукоятку (с двумя или более степенями свободы), шарнирно укреплённую на стационарном основании. Управляющие сигналы (позволяющие, например, манипулировать движением курсора и/или графических объектов на экране дисплея) поступают в ЭВМ посредством отклонения рукоятки от вертикали (например, вверх/вниз, влево/вправо) или вращением рукоятки вокруг своей оси, а также нажатием кнопок и переключателей, которые могут быть размещены на основании или рукоятке. Различают аналоговые джойстики, которые определяют величину угла отклонения рукоятки, и цифровые (дискретные), фиксирующие лишь факт отклонения (например, влево/вправо). Некоторые джойстики оснащают механизмами обратной связи, реализующими в процессе игры (обучения) ощущения, например, близкие к реальным (создающие сопротивление заданной силы в зависимости от направления перемещения рукоятки, вибрацию и др.). Джойстик, как правило, используют для работы с игровыми программами, в тренажёрах и др.

А. В. Ермолович.