Единосущие
ЕДИНОСУЩИЕ, в христианстве - единство и нераздельность по Божественной природе Лиц Святой Троицы, имеющих единую волю, силу, власть и славу. Включён в Никейский символ веры, принятый в 325 году на 1-м Вселенском соборе, утвердивший учение о единстве и равночестности Лиц Святой Троицы.
В Библии термин «Единосущие» не встречается, однако сама идея Единосущих выражена чётко и ясно, например, в Евангелии от Иоанна (Ин. 10:30, 14:7-14). Как термин «Единосущие» впервые формулируется валентинианами (смотри Гностицизм), его употреблял также епископ Антиохийский Павел Самосатский (260-272; осуждён Антиохийским собором 268), в учении о Единосущих Сына Отцу объединявший Лица Святой Троицы, что обусловило изначально сдержанное отношение к термину «Единосущие» в православной среде. Принятию термина «Единосущие» на Востоке препятствовало и распространившееся (главным образом благодаря Оригену) субординационалистское представление о Сыне Божием. В 4 веке основная роль в раскрытии и введении термина «Единосущие» в полемике с арианством сыграли каппадокийские отцы Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Долгое время понятия «сущность» (природа) и «ипостась» не различались, будучи практически синонимами (свидетельства Афанасия Великого, Иеронима Блаженного и др.); каппадокийцы упорядочили троическую терминологию и отождествили термин «ипостась» с понятием «лицо», отделив его от термина «природа» («сущность»). С этого времени термин «ипостась» стал означать способ, форму бытия природы. Григорий Богослов пишет: «Надо и соблюсти веру в Единого Бога, и исповедовать три Ипостаси, или три Лица, притом каждое с личным Его свойством». Таким образом, через три Ипостаси Святой Троицы воспринимаем, согласно Иоанну Дамаскину, «несложное и неслиянное», а через Единосущих и бытие Ипостасей - тождество воли, действий, силы, могущества, движения - понимаем «неразделимое и бытие единого Бога».
Реклама
Лит.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991; Карсавин Л. П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994. С. 86-102; Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. 4; Иларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. М., 1996. С. 38-48.