Египетское письмо
ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО, название письменности, фиксировавшей язык древних египтян. Характеризуется состоянием диграфии - параллельного существования двух своих разновидностей: священного (культового) и общегражданского письма (впервые упоминаются у Геродота в 36-й главе книги «Евтерпа»). Первая ещё в позднюю античность получила наименование «иероглифика» (греческий ίερογλυφιϰὰ, т. е. знаки, высеченные со священными целями; смотри также Иероглиф). Вторая была названа «эпистолографика» (т. е. письменные знаки для составления посланий; от греческого ἐπιστολή ‘послание, письмо’ и γράφω ‘писать’); её современное научное обозначение - скоропись (иератика). Эти названия соответствовали собственно египетским:
‘речение бога’ и
‘письмо Дома Жизни’ (два вида священного письма);
Реклама
‘письмо для переписки’ (обозначение скорописи).
Иероглифика и скоропись сформировались практически одновременно (последняя четверть 4-го тысячелетия до нашей эры) и развивались параллельно, оказывая взаимное влияние на облик своих графем и принципы орфографии. Знаки египетского письма типологически представляют собой идеограммы - упорядоченный набор знаков, последовательно передающих специфические закономерности и формы египетского языка и при этом визуально описывающих семантику единиц, которым в его структуре соответствуют морфемы. Идеограммы, специализированные для обозначения морфем, называют морфемограммами (для описания египетских знаков термин введён российским исследователем Н. С. Петровским). Между 8 и 7 веками до нашей эры произошли существенные графические изменения в скорописи, на её основе последовательно появились так называемая аномальная иератика и демотика - графически чрезвычайно усложнённые формы курсива. В них, наряду с традиционными принципами письма, широко использовалась так называемая новая орфография [силлабическая, по В. М. Мюллеру и У. Ф. Олбрайту; смотри также Силлабическое письмо], которая окончательно сформировалась уже к середине 2-го тысячелетия до нашей эры. Её знаки графически тождественны идеограммам, но являются фонограммами, передающими сегменты словоформ, представляющих собой сочетания «согласный + неопределённый гласный фон». «Новая орфография» - предшественница всех подлинно фонографических систем средиземноморского ареала (смотри Западносемитское письмо).
С 5 века до нашей эры развивается так называемая энигматика - концептуально усложнённая форма идеографии, не изученная удовлетворительно. Её описание содержится отчасти в «Книге истолкования знаков» (папирус pCarlsberg VII, около 3-2 века до нашей эры) - этимологикуме (своде знаков священного письма с сакральным толкованием каждого из них) религиозно-философской ориентации, аллюзии на который легли в основу позднеантичных представлений об иероглифике (сочинение египтянина Хораполлона, 5 век), сохранявшихся в Европе вплоть до эпохи Возрождения (М. Фичино).
Последняя запись на египетском письме (демотике) датируется 452 годом нашей эры. С 4 века египетские христиане перешли на использование графики на основе греческого алфавита, с добавлением нескольких знаков демотики (смотри Коптское письмо).
«Новая орфография» послужила основой для дешифровки египетского письма [так называемые алфавиты Й. Д. Окерблада и Т. Юнга, на материале Розеттского камня]. Принципы чтения идеографии были продемонстрированы Ж. Ф. Шампольоном в 1822 году при дешифровке имени Рамсеса II на статуях храма ансамбля Абу-Симбел.
Лит.: Лившиц И. Г. Дешифровка египетских иероглифов Шампольоном // Шампольон Ж. Ф. О египетском иероглифическом алфавите. М., 1950; Schott S. Hieroglyphen. Untersuchung zum Urschprung der Schrift. Mainz; Wiesbaden, 1951; Петровский Н. С. Звуковые знаки египетского письма как система. М., 1978.
А. Г. Сущевский.