Екельчик Юрий Израилевич
ЕКЕЛЬЧИК Юрий Израилевич [5(18).9.1907, Минск - 17.4.1956, Москва], российский кинооператор. В 1931 году окончил Киевский киноинститут и снял фильм «Последний каталь» (режиссер Л. С. Френкель). Фильм «Строгий юноша» (1936, режиссёр А. М. Роом), в котором Екельчик создал метафорический образ идеального - «белоснежного» - общества с помощью изысканной пластической формы, изощрённого светотонального решения, сюрреалистических приёмов и т.п., был запрещён за «формализм» и «отрыв от действительности».
Операторское искусство Екельчика формировалось в сотрудничестве с режиссёрами А. П. Довженко и И. А. Савченко в работе над фильмами «Иван» (1932, совместно с Д. П. Демуцким и М. М. Глидером), «Щорс» (1939), «Богдан Хмельницкий» (1941; Государственная премия СССР, 1942). В этих работах Екельчик проявил себя мастером сложных изобразительных построений, трактованных романтически приподнято и поэтически проникновенно. Пластическое решение кадра отличалось живописностью, эмоциональностью, тщательной разработкой всех компонентов, богатством изобразительной символики. Особым мастерством и эпической широтой отмечены масштабные натурные съёмки. Той же стилистики Екельчик придерживался и в фильмах «Партизаны в степях Украины» (1943), «Сталинградская битва» (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Первый эшелон» (1956, завершён С. П. Урусевским). Декоративность рисунка, живописная светотень отличали комедийные фильмы «Свадьба» (1944, совместно с Т. Г. Лобовой), «Весна» (1947), «Ревизор» (1952), «Мы с вами где-то встречались» (1954). Екельчик - первый отечественный кинооператор, осуществивший экспериментальные широкоэкранные съёмки.