Елеосвящение

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование, последование святого елея (греческий ἀϰολουθία τοΰ ἀγίου ἐλαίου/εὐχελαίου), одно из 7 таинств православной церкви, в котором при помазании тела святым елеем призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни. Совершается несколькими (обычно 7) пресвитерами («собором»). Чинопоследование елеосвящения включает освящение елея (масла растительного происхождения) и собственно помазание.

В средиземноморской культуре елей был одним из распространённых медицинских средств (сравни: Лк. 10:34). Уже в межзаветной литературе его использование связывалось с исцелением не только от болезни, но и от грехов (Апокалипсис Моисея). Возможно, ещё в дохристианскую эпоху елей стал символизировать милость Божию, поскольку в греческом языке эти слова созвучны.

По свидетельству евангелистов, Иисус Христос посылал апостолов совершать исцеления, в том числе с использованием елея (Мк. 6:6-13; сравни: Мф. 9:35-10:11; Лк. 9:1-6; 10:1, 9). В Послании апостола Иакова говорится, что в случае болезни необходимо призывать пресвитеров, чтобы они помазали больного елеем во имя Господне (Иак. 5:14-16). При этом исключительная роль в исцелении отводится молитве, произнесённой с верой, и исповеданию грехов.

Реклама

Молитвы на освящение елея для больных известны уже по древнейшим сборникам христианских молитв («Апостольское предание», 3 век, «Евхологий» Серапиона Тмуитского, 4 век). Некоторые авторы 3-5 века связывают помазание елеем с приёмом кающихся в церковное общение (Ориген, Иоанн Златоуст), другие же, напротив, предписывают помазывать елеем только верных, страдающих от болезней (папа Римский Иннокентий I, Кирилл Александрийский). В 6 веке, в связи с изменениями в покаянной дисциплине, обе практики соединяются в одну. При этом на Западе в докаролингскую эпоху таинством могло считаться освящение елея, а не его использование (т. е. миряне могли помазывать себя сами).

В греческих рукописях византийской эпохи встречаются как отдельные молитвы на освящение елея для больных (по некоторым свидетельствам, освящённый елей мог просто возливаться на больного), так и целые чинопоследования (со многими помазаниями). Иногда эти последования входили в состав служб суточного круга (вечерни, «паннихис», утрени) или Божественной литургии (в этом случае елей освящался на проскомидии, а помазание им совершалось после причащения). Современное чинопоследование елеосвящения, совершаемое отдельно от других служб, установилось в 13-14 веках. Чин включает молебное пение (песнопения которого некогда пелись во время служб суточного круга), освящение елея (который смешивается с вином) и само семикратное помазание елеем с 7 чтениями из Апостола и Евангелия и 7 молитвами (7 чтений могут быть отголоском древней практики совершения чина в течение 7 дней). В заключение на голову больного с молитвой возлагается Евангелие.

Также известен обычай общего елеосвящения, которое совершалось в Великий четверг в кафедральных храмах для всех верных независимо от степени тяжести их болезней (возможно, в связи с древней практикой принятия в этот день кающихся в церковное общение). Помазание при этом совершалось однократно, в конце чина. Эта традиция доныне сохраняется в греческой практике (кроме Великого четверга, общее елеосвящение может также совершаться в навечерие Рождества Христова). В современной практике Русской православной церкви, установившейся лишь несколько десятилетий назад, подобный чин, но с 7 помазаниями, совершается в большинстве приходских храмов в период Великого поста. Кроме того, таинство елеосвящения совершается в индивидуальном порядке по усмотрению духовника или приглашённого священника в случае духовной и телесной немощи.

На Западе начиная с 9 века помазание елеем совершалось только в случае тяжёлых заболеваний, грозящих смертью, а с 13 века весь чин был упрощён и стал совершаться приватно одним священником, по сути соединившись с чином причащения умирающего (латинский viaticum - напутствие). Поэтому вплоть до реформ Ватиканского II собора таинство елеосвящения именовалось «последним помазанием» (Extrema unctio) или «таинством умирающих». В схоластическом богословии даже противопоставляли таинства жизни (крещение - Евхаристия - конфирмация) таинствам смерти (покаяние - последнее причащение - последнее помазание) (Альберт Великий). Считалось, что в таинстве прощаются лёгкие грехи (Бонавентура, Дунс Скот) или забытые и совершённые по неведению грехи, а также греховная слабость как следствие первородного греха, препятствующие вхождению в небесную славу (Фома Аквинский).

Кроме византийской и латинской традиций, чин елеосвящения известен и в других традициях, но, например, в армянской и восточно-сирийской традициях никогда не практикуется.

Лит.: Архангельский М., прот. О тайне св. Елея. СПб., 1895; Венедикт (Алентов), иером. Чин таинства Елеосвящения: Историко-литургический очерк. Сергиев Посад, 1917; Chavasse А. Еtude sur l’onction des infirmes dans l’Еglise latine du III au XI siècle. Lyon, 1942; Cuschieri А.J. Anointing of the sick: а theological and canonical study. Lanham, 1993; The oil of gladness: anointing in the Christian tradition / Ed. М. Dudley, G. Rowell. L.; Collegeville, 1993.

А. А. Ткаченко.