Епископ
ЕПИСКОП (греческий - ἐπίσϰοπος), наименование высшей из трёх степеней священства (также архиереи) в православной, а также в католической и древних восточных церквах: монофизитских (Армяно-григорианской, Коптской, Сиро-яковитской, Эфиопской, Малабарской) и Несторианской. Епископское служение восходит к апостольскому веку, первые епископы (главы христианских общин) были поставлены апостолами, затем новые епископы поставлялись соборами епископов (с участием не менее двух). Важнейшим признаком благодатной действительности епископского сана является преемство рукоположений, восходящее к апостолам. Имея через чреду рукоположений благодатную связь с апостолами, епископы являются их преемниками и потому обладают в Церкви высшими полномочиями. По учению святого Иоанна Дамаскина, им вручена Церковь.
В епископы поставляются из пресвитеров; со времени Трулльского собора (691-692) для епископов обязательно безбрачие. В Русской церкви, как и в некоторых других православных поместных церквах, епископы могут быть лишь монашествующие. О возрасте лиц, поставляемых в епископы, в отличие от пресвитеров и диаконов, каноны умалчивают. Древние «Апостольские постановления», не имеющие канонического значения, но отражающие практику ранней Церкви, предусматривают для кандидата в епископы 50-летний возраст. В Номоканон Фотия внесено положение из 123 новелл императора Юстиниана, которое устанавливает для кандидата 35-летний возрастной ценз, а в исключительных случаях - 25-летний. Но из церковной истории известны и значительные отступления от этой нормы (например, случаи поставления в епископы лиц, не достигших 20 лет). В Русской православной церкви в начале 21 века её Уставом установлен 30-летний возрастной ценз для епископов.
Реклама
2-е правило 7-го Вселенского собора требует от кандидатов в епископы твёрдого знания Псалтири, а также хорошего навыка в чтении Священного Писания и канонов. В Русской церкви с 19 века кандидаты в епископы должны обладать высшим богословским образованием.
Права и обязанности епископа очерчены в посланиях апостола Павла к Тимофею и Титу. В титул епископа включается название города, в котором он имеет кафедру.
Епископы имеют благодать совершения всех 7 таинств, установленных в православной и в католической церквах. В православной церкви им принадлежит исключительное право совершать хиротонии (в диаконы и пресвитеры - единолично, в епископы - в составе собора). Епископ может совершать рукоположения в диакона и пресвитера только в пределах своей епархии и исключительно для служения в ней. В католической церкви лишь епископы могут совершать таинство миропомазания (конфирмацию). Епархиальные епископы по своему положению, без всякого избрания, являются полноправными членами Вселенских и поместных соборов.
Все епископы стоят на одной, высшей степени священства, но как члены правительствующей иерархии Церкви они различаются своими властными полномочиями и в связи с этим имеют разные титулы. Епископы могут носить титул пап, патриархов, католикосов, митрополитов и архиепископов. В Русской церкви титул патриарха Московского и всея Руси непременным образом сопряжён с возглавлением церкви, подобным образом обстоит дело с титулами патриархов (Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского), папы Римского и католикосов в других церквах. Некоторые из поместных церквей возглавляются митрополитами или архиепископами. Последние титулы употребляются также епархиальными или викарными епископами, либо в связи с тем, что они являются принадлежностью кафедры, которую эти епископы занимают, либо в качестве личного отличия. Так, в начале 21 века в Русской церкви Киевскую, Минскую, Кишинёвскую, а также Крутицкую кафедры непременно по Уставу, а Санкт-Петербургскую по традиции, занимают митрополиты, но этот титул, а также титул архиепископа могут носить и другие архиереи, для которых он является их личным отличием - патриаршей наградой.
Признание православной церковью действительности католического епископата, а также епископата древних восточных церквей выражается в том, что, когда епископы этих церквей присоединяются к православной церкви, они принимаются «в сущем сане», то есть в качестве епископа, без их повторного рукоположения. Аналогичная практика имеет место и в католической церкви.
Епископы существуют в Англиканской церкви. В соответствии с собственным учением этой церкви епископы имеют преемство рукоположений от апостолов, что категорически отвергается католической церковью. Представители православных поместных церквей в разное время высказывали разные точки зрения относительно апостольского преемства англиканского епископата, но православная церковь официально не признаёт его действительность. Данный вопрос ныне утратил актуальность в связи с введением в Англиканской церкви женского священства и епископата, что совершенно несовместимо с православным учением о священстве, равно как и с учением других церквей, имеющих апостольское преемство.
Титул епископа употребляется и в некоторых протестантских церквах, в частности в лютеранской, но богословские доктрины самих этих церквей не претендуют на обоснование апостольского преемства своих епископов, не считая само поставление таких епископов, равно как и пасторов, таинством.
В. Цыпин.