Ересь

ЕРЕСЬ (греческий αἵρεσις - выбор, направление, школа, учение), термин, используемый:

1) античными писателями применительно к различным философским течениям, к школам философов и риторов; к соперничавшим городским партиям [Секст Эмпирик называет «ересью» мировоззрение («Три книги Пирровых положений», книга 1, 16-2, 17-1)];

2) в новозаветных текстах для обозначения религиозных группировок, существовавших в 1-2 веках [«саддукейская ересь» (Деян. 5:17), «фарисейская ересь» (Деян. 15:5), «назорейская ересь» (Деян. 24:5)];

3) в ранней патристике для обозначения учения, в том числе и ортодоксального [«кафолическая ересь», то есть учение кафолической Церкви (Евсевий Кесарийский. Церковная история, книги 10, 5, 21)];

4) в истории христианства - для обозначения ложного учения, искажающего доктринальные основы христианской веры.

На Западе синонимом слова «ересь» вплоть до Нового времени являлось слово «секта». Впоследствии эти термины были разведены; термин «секта» использовался для обозначения обособившейся религиозной общины или организации, в то время как за термином «ересь» сохранилось его прежнее значение неортодоксального учения. В русской богословской литературе, в 16-18 веках испытавшей западное инославное влияние, слова «ересь» и «секта», как правило, употреблялись как синонимы (вплоть до начала 20 века), в то время как в славянских и русских библейских переводах и в русском переводе творений восточных отцов Церкви термин «секта» отсутствует.

Реклама

Ересиологи, посвящающие свои научные труды изучению ереси, сталкиваются в своих исследованиях с многочисленными трудностями: прежде всего с большим количеством и разнообразием ереси (к 8 веку их было уже около 100), а также и с непостоянством еретических учений. Интенсивный генезис еретических идей нередко приводит к разногласиям в описании одних и тех же ересей. Например, гностическая система Валентина (смотри Гностицизм), претерпевшая многочисленные изменения среди его последователей, изложена Ипполитом Римским иначе, чем Иринеем Лионским и Климентом Александрийским. Другая особенность еретических учений, затрудняющая их понимание, заключается в самом характере этих учений, многие из которых являются эзотерическими. Так, в гностической ереси, где широкое распространение получило деление людей на «духовных», «душевных» и «плотских», подлинное знание (гнозис) было доступно только посвящённым. Остальные же, то есть «душевные» и «плотские», пребывали в неведении о Боге, мире и человеке. И хотя гностицизм как религиозно-философское учение к 5 веку почти исчезает, его эзотерическая традиция тайного знания нашла продолжение в манихействе, в некоторых средневековых ересях (павликиане, богомилы, катары), а также в оккультных учениях Нового времени. Уголовные преследования еретиков в Византии и в других христианских странах привели к почти полному уничтожению их вероучительной литературы.

Ереси возникли в Римской империи почти одновременно с появлением христианства. Против них выступают апостолы, предостерегая христиан от «пустого обольщения» (Кол. 2:8). От гностических ересей существенно отличаются ереси, появившиеся в Византии в период Вселенских соборов. Если первые, как правило, включали в себя целые мировоззренческие системы, носившие религиозно-философский характер, то ереси соборного периода искажали какой-либо определённый догмат христианства. Так, в арианстве не признавалась Богом 2-я Ипостась Святой Троицы; несторианство учило лишь о благодатном соединении в Иисусе Христе Божественной и человеческой природы; крайнее монофизитство допускало поглощение человеческой природы Христа природой Божественной, в то время как в монофизитстве умеренном утверждалась сложная природа Христа; монофелитство признавало в Иисусе Христе только Божественную волю и не допускало наличия в Нём человеческой свободы выбора; иконоборчество не признавало возможности изображения Божества на иконе. В 8 веке в Византии зарождается павликианство, а в 10 веке - богомильство. Идейными корнями этих ересей, существовавших около трёх столетий, является манихейство - дуалистическая гностическая система, сформировавшаяся в Римской империи в 3 веке. На протяжении 14 века в византийской Церкви ведётся борьба с ересью, искажавшей догматическое учение о нетварных Божественных энергиях, именуемое также учением о Божественной благодати.

В Западной Европе в 5 веке появляется пелагианская ересь, отрицавшая повреждённость человеческого рода грехом прародителей (смотри Пелагианство). Самым активным борцом против неё был блаженный Августин. Среди «западных» ересей раннего и классического Средневековья наиболее известными были: учение монаха Готшалька о «двойном предопределении» - одних к спасению, а других - к вечной погибели (9 век); дуалистическое учение альбигойцев и катаров, признававших изначальное существование добра и зла и мистическое течение иоахимитов, ожидавших новую мировую эру Святого Духа (12-13 века); движения вальденсов, проповедавших возврат к первоначальной апостольской чистоте веры и жизни (12-15 века), гуситов (смотри Гуситское движение) и др.

Первым еретическим течением на Руси необходимо признать стригольников, полностью порвавших с православной церковью, отвергавших или искажавших церковные таинства и другие установления Церкви. Во 2-й половине 15 века в Новгороде появилась новая ересь, адепты которой были названы «жидовствующими». На смену им в 16 веке пришли ереси М. Башкина и Феодосия Косого. Косой в своих религиозных взглядах был более радикален. Он не признавал христианской триадологии, сотериологии, икон и обрядов.

В иудаизме существует 5 разновидностей ереси: отрицание существования Бога и Его Провидения, многобожие, допущение изобразимости Божества, дуализм, признание посредников между Богом и человеком и поклонение им.

В других мировых религиях квалифицировать неортодоксальные движения как еретические нет достаточных оснований, так как в них отсутствуют институты, полномочные установить единую систему правоверия.

М. С. Иванов.