Есфирь

ЕСФИРЬ, Эсфирь, Гадасса (еврейский Есфирь   ) супруга царя Артаксеркса, героиня одноимённой книги Ветхого Завета, избавившая еврейский народ от истребления (грозившего ему из-за козней царского сановника Амана). Изложение истории Есфири начинается с описания роскошного пира, устроенного Артаксерксом в Сузах (Есф. 1:1-9). На 7-й день пира Артаксеркс пожелал, чтобы его супруга - царица Астинь предстала перед пирующими (Есф. 1:11); получив отказ, оскорблённый царь приказал лишить Астинь царского достоинства и начать поиски новой супруги (Есф. 1:12-22). В числе прочих ко дворцу была доставлена и Есфирь, которой со временем удалось приобрести благоволение царя и стать его женой (Есф. 2:17). Есфирь была сиротой, по смерти её матери и отца воспитывалась как дочь в доме родственника, Мардохея, сына Иаира, из колена Вениаминова (Есф. 2:5-7). Укреплению положения Мардохея при царском дворе способствовало раскрытие им заговора евнухов Гавафы и Фарры, замышлявших убить царя (Есф. 2:21-23). Одновременно Артаксеркс возвеличил Амана, сына Амадафова, потомка царя амалекитян Агага (Есф. 3:1-2). Отказ Мардохея безропотно подчиняться разгневал Амана, и он задумал уничтожить всех иудеев, «как народ Мардохеев» (Есф. 3:5-6). Аман убедил Артаксеркса, что иудеи не признают его власти, и по его наущению царь издал указ о поголовном их истреблении (Есф. 3:8- 15). Узнав об этом, Мардохей, облекшись во вретище, явился к воротам царского дворца и призвал Есфирь заступиться за свой народ (Есф. 4:1-9). После трёхдневного поста Есфирь, не будучи призванной, вошла в царские покои и, обретя милость царя, просила его вместе с Аманом присутствовать на приготовленном ею пире (Есф. 5:1-5), а затем и на пире следующего дня (Есф. 5:6-8). На втором пиру, устроенном Есфирью, Артаксеркс пообещал выполнить любое её желание, и Есфирь попросила царя защитить её и весь её народ от козней Амана (Есф. 7:1-6). Разгневанный царь приказал казнить Амана, который был повешен на виселице, приготовленной им для Мардохея (Есф. 7:7-10). Мардохей был назначен «вторым после царя» (Есф. 10:3), к нему перешло всё имущество Амана (Есф. 8:1-3). Тогда же по просьбе Есфири Артаксеркс издал новый указ, разрешавший иудеям «собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними» (Есф. 8:11; смотри также 8:4-17). В произошедших после этого столкновениях, в которых иудеи одержали верх, было убито 500 человек, в том числе все сыновья Амана, а по стране в целом - 75 тысяч человек (Есф. 9:1-17). В память об этих событиях Есфирью и Мардохеем был установлен ежегодный праздник Пурим, отмечаемый иудеями и поныне. Согласно древнейшей традиции, ему предшествует пост Есфири (Таанит Эстер) 13-го дня месяца Адара. В пост Есфири читаются особые молитвы (слихот) и отрывки из Книги Исход (32:11-14, 34:1-10). Книга Есфири входит в ветхозаветный канон у всех христиан, также в число Писаний (кетувим) канонической еврейской Библии, являясь её 21-й книгой.

Реклама

ЕсфирьИконография. Наиболее ранние сохранившиеся изображения Есфири - в настенной росписи синагоги в Дура-Европосе («Есфирь и Артаксеркс на троне», 245-256). В средневековой христианской иконографии (иллюстрации к «Библии для неграмотных», «Зерцалу человеческого спасения» и др.) Есфирь, ходатайствующая за свой народ, выступает как прообраз Богоматери, молящейся о роде человеческом. История Есфири представлена в витражах собора Нотр-Дам в Шартре (13 век). В эпоху Возрождения образ Есфири сохраняет черты иконографии Богоматери, при этом история Есфири, воспринятая сквозь призму гуманистических идей о женском воспитании, становится популярным сюжетом росписей свадебных сундуков (кассоне), где Есфирь выступает воплощением женских добродетелей (Якопо дель Селлайо, 1470-е годы, Музей изобразительных искусств, Будапешт; Филиппино Липпи, там же). Андреа дель Кастаньо в том же качестве включил Есфирь во фресковый цикл «Выдающиеся люди древности» на вилле Кардуччи в Леньяйе (около 1450, ныне галерея Уффици, Флоренция) наряду с легендарной царицей Томирис, Кумской сивиллой, тремя кондотьерами и тремя тосканскими поэтами. В росписи потолка Сикстинской капеллы (1508-12) на одном из парусов Микеланджело разместил в общем поле три эпизода из истории Есфири: «Наказание Амана» обрамляют сцены «Артаксеркс повелевает Аману воздать почести Мардохею» и «Есфирь раскрывает Артаксерксу злой умысел Амана». В искусстве 16-18 века наиболее часто иллюстрируется эпизод «Есфирь перед Артаксерксом», причём Есфирь нередко изображается лишающейся чувств: фламандская шпалера (около 1510-25, Музей И. Стюарт Гарднер, Бостон), картины Я. Тинторетто (1547-48, Виндзорский замок), Н. Пуссена (1640-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург), А. Джентилески (1628-35, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), С. Риччи (1730-е годы, Национальная галерея, Лондон), а также П. Веронезе, К. Лоррена, П. П. Рубенса и др. Встречаются также сюжеты «Есфирь и Мардохей» (Арт де Гельдер, 1685, Музей изобразительных искусств, Будапешт), «Гнев Артаксеркса» (Я. Стен, 1660, Институт изобразительных искусств Барбера, Бирмингем, Великобритания). К образу Есфири неоднократно обращался Рембрандт: «Есфирь готовится просить Артаксеркса» (1633, Национальная галерея Канады, Оттава), «Мардохей умоляет Есфирь» (1655, Музей изобразительных искусств, Будапешт), а также «Артаксеркс, Аман и Есфирь» (1660, ГМИИ) - одна из лучших картин художника, лаконично и без внешнего драматизма раскрывающая кульминационный момент истории Есфири. Позднее образ Есфири, лишённый привычных сюжетных атрибутов, входит в репертуар французского ориентализма: «Туалет Есфири» Т. Шассерио (1841, Лувр, Париж). В русской иконописи тема Есфири приобрела актуальность в последней четверти 17 века, после брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которую уподобляли Есфири: «подволоки» с историей Есфири в царских палатах в Кремле (1674), изображение Есфири на раме к иконе «Богоматерь Донская» из Благовещенского собора Московского Кремля (конец 17 века), икона в иконостасе Петропавловского собора в Санкт-Петербурге работы Андрея Меркурьева (Поспелова) с товарищами (1728-29).

И. Л. Бусева-Давыдова и О.А. Назарова (иконография).