Евфимий Чудовский

ЕВФИМИЙ ЧУДОВСКИЙ (?-28.4.1705), древнерусский книжник, проповедник. Ученик поэта и богослова Епифания Славинецкого, приехавшего в 1649 году в Москву из Киева; возможно, Евфимий Чудовский перебрался в Москву вместе со своим учителем, по другой версии, стал его учеником уже в Москве, в церковной школе, где тот преподавал. По-видимому, с 1651 года до начала 1659 года и несомненно в 1670-90 годах Евфимий Чудовский служил справщиком московского Печатного двора. В 1667 году и в конце жизни Евфимий Чудовский был келарем в Чудовом монастыре Московского Кремля. Перевёл с греческого языка сочинения отцов Церкви (Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, Григория Богослова) и свод церковных законов (так называемая Кормчая 5-й редакции, или Евфимиевская Кормчая). В 1674-76 годах принимал участие в редактировании славянского перевода Нового Завета, переводил и правил ряд других текстов. Для языка переводов Евфимия Чудовского характерно сочетание буквализма с употреблением неологизмов, образованных на основе греческой лексики. Евфимию Чудовскому принадлежит несколько библиографических описаний (описи патриарших и монастырских книгохранилищ, описание книжного собрания собственной библиотеки и др.). В 1680-х годах Евфимий Чудовский возглавлял «партию» так называемых грекофильствующих, полемизировавшую по предметам филологического и богословского характера с так называемыми латинствующими, ориентированными на западные традиции церковного образования и словесности. Автор назидательных и полемических трактатов («Остен» и «Воумление священникам»), нескольких проповедей, ряда стихотворений, написанных силлабическим стихом, обычно равносложным (11- и 13-сложником). Стихотворения Евфимия Чудовского отличают религиозная тематика, мотивы тщеты всего земного и близости всех уравнивающей смерти, назидательность; их образы (колесо жизни, бич времени, крылатое время) и приёмы (акростих) характерны для стиля барокко. Переводы и произведения Евфимия Чудовского изданы очень неполно.

Реклама

Соч.: Опись библиотеки иеромонаха Евфимия // Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. М., 1863. Т. 5. Отд. 3. С. 50-56; Остен. Памятник русской духовной письменности XVII в. Казань, 1865; Стихотворная тетрадь Евфимия Чудовского // Сазонова Л. И. Литературная культура России: раннее Новое время. М., 2006. С. 763-783.

Лит.: Брайловский С. Отношения чудовского инока Евфимия к Симеону Полоцкому и Сильвестру Медведеву... // Русский филологический вестник. 1889. Т. 22. № 4; он же. Очерки по истории просвещения в Московской Руси в XVII в.: Чудовский инок Евфимий как справщик // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1890. № 3, 9; Флоровский А. Чудовский инок Евфимий. Один из последних поборников «греческого учения» в Москве в конце XVII в. // Slavia. 1949/1950. Roč. 19. Seš. 1/2; Strakhov О. В. The Byzantine culture in Muscovite Rus’: the case of Evfimii Chudovskii (1620-1705). Köln a. o., 1998; Сазонова Л. И. Колесо жизни: барочный медиевизм Евфимия Чудовского // Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006.

А. М. Ранчин.