Евгеника
ЕВГЕНИКА (от греческого εύγενής, буквально - благородный; породистый), учение об улучшении человеческого рода с помощью искусственного отбора. Попытки избавить общество от страдающих уродствами или ущербных индивидов издавна предпринимались многими народами. Наиболее известен пример древней Спарты, в которой детей с отклонениями от нормы сбрасывали в пропасть. Различные рецепты физического и духовного усовершенствования человечества предлагали многие мыслители (Платон, Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).
Становление евгеники как учения произошло во 2-й половине 19 века, когда Ф. Гальтон впервые сформулировал её основные принципы (термин «евгеника» предложен им в 1883); в своей работе «Наследственность таланта и характера» он делает вывод о том, что способности человека в значительной мере зависят от наследственности, и предлагает идею улучшения породы человека путём заключения подходящих браков между одарёнными людьми. Интерес к евгеническим идеям был особенно велик в 1-й четверти 20 века; в ряде западноевропейских государств и в США были организованы евгенические лаборатории и общества, учреждён Международный евгенический комитет. В 1920 году в Москве было создано Русское евгеническое общество, председателем которого стал Н. К. Кольцов. В его деятельности принимали также активное участие отечественные биологи А. С. Серебровский, Ю. А. Филипченко, В. В. Бунак, Т. И. Юдин, Н. В. Богоявленский, врачи А. Н. Абрикосов, Г. И. Россолимо, Д. Д. Плетнёв.
Реклама
По степени жёсткости искусственного отбора различают «позитивную» и «негативную» евгенику. Последняя предусматривает ограничение детородной функции различных групп людей (умственно отсталых, психически больных, алкоголиков, преступников) путём добровольной или насильственной стерилизации с целью избавления человечества от «груза» плохой наследственности. В России никогда не поддерживались идеи негативной евгеники, преследующей проведение в жизнь законодательно закреплённых евгенических мероприятий. Она получила распространение в США, Германии, Швеции, Норвегии (в 1920-1930-е годы), где были приняты законы о стерилизации, а в некоторых странах программы негативной евгеники поддерживались до 1970-х годов. В Германии с приходом к власти нацистов евгеническая риторика стала использоваться для обоснования политики расовой гигиены, когда неполноценными объявлялись целые народы, в первую очередь евреи и цыгане. Это привело к истреблению миллионов людей. Такая практика была осуждена как бесчеловечная, а евгеника стала служить символом мракобесия. Цель «позитивной» евгеники - улучшение человеческого рода путём подбора супружеских пар с признаками, которые могут рассматриваться как ценные для общества. Однако научно обоснованные критерии, по которым можно было бы определять «улучшенную» породу человека, отсутствуют, а нравственно-этические проблемы, характерные как для негативной, так и для позитивной евгеники, весьма актуальны.
Возобновление интереса к евгеническим концепциям в конце 20 века связано с успехами генно-инженерных технологий, разработкой методов клонирования млекопитающих и др. Их использование позволило не только совершенствовать профилактику и лечение заболеваний человека, но и осуществлять отбор эмбрионов с определёнными генетическими признаками. Этические проблемы применения этих технологий (биоэтика) широко обсуждаются общественностью. В результате появился ряд документов, призванных защитить права человека и осуждающих дискриминацию по генетическим признакам.
Лит.: Harwood J. Genetics, eugenics and evolution // British Journal for the History of Science. 1989. Vol. 22. №3; The Wellborn science: eugenics in Germany, France, Brazil, and Russia. N. Y., 1990; Гершензон С. М., Бужиевская Т. И. Евгеника: 100 лет спустя // Человек. 1996. №1; Гинтер Е. К. Медицинская генетика. М., 2003; Хен Ю. В. Евгеника: основатели и продолжатели // Человек. 2006. №3.
В. Л. Ижевская.