Габитус (в социально-гуманитарном зна­нии)

ГАБИТУС в социально-гуманитарном знании, привычная манера действовать. В истории философии понятие «габитус» восходит к «экзису» (εξις) Аристотеля, у которого он обозначал устойчивое состояние, предрасположение, управляющее чувствами, желаниями, поведением. Фома Аквинский перевёл этот термин на латынь как habitus и придал ему дополнительное значение способности изменяться благодаря активности или длящейся установке (промежуточной между множественной потенцией и конкретным действием с определённой целью). В феноменологии Э. Гуссерля габитус - ментальное движение между прошлым опытом и будущими действиями. Гуссерль также употреблял концептуально близкий термин «Habitualität», позднее переведённый его учеником А. Шюцем как «обыденное знание» (habitual knowledge) и в таком виде адаптированный этнометодологией. Понятие «габитус» как психического источника социального поведения «цивилизованных» людей использовалось Н. Элиасом. Термин «габитус» употреблялся в классической социологии и антропологии (М. Мосс, К. Леви-Строс) применительно к телесным привычкам. В социологии 2-й половины 20 века габитус - система устойчивых предрасположенностей, позволяющая индивиду воспринимать, оценивать окружающее и действовать свойственным только ему способом (П. Бурдье). Габитус является одновременно продуктом прошлого и порождающим принципом новых практик и представлений, его можно описать как комплекс субъективных значений объективных социальных структур, в которые индивид был интегрирован в процессе своей социализации (М. Фуко). Габитус есть воспроизводство внешних социальных структур под видом внутренних структур личности; это «иметь», которое превратилось в «быть». Габитус порождает такие практики и представления, что они оказываются объективно адаптированными к ансамблю социальных структур, продуктом которого он сам является. Образующие габитус диспозиции имеют длительный характер и иногда продолжают действовать даже тогда, когда породившие их условия уже больше не существуют (эффект гистерезиса). Габитус позволяет осуществить потенциально бесконечное множество действий, которые напрямую не сводятся к социальным условиям их производства, но выражают один общий принцип.

Реклама

Габитус систематически проявляется во всех практиках индивидов, его схемы переносимы из одной сферы в другую. Структурируя практики индивидов, он задаёт им относительное внутреннее единство, самосогласованность. Стили жизни, являясь продуктами габитус, становятся системами социально квалифицированных знаков («утончённый», «вульгарный» и т.п.).

Лит.: Нéran F. La seconde nature de I’ habitus // Revue Française de Sociologie. 1987. №3; Bourdieu Р. La distinction, critigue sociale du jugement. Р., 1995; Шматко Н. А. «Габитус» в структуре социологической теории // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. №2; Шюес К. Анонимные силы габитуса // Логос. 1999. №10; Бувресс Ж. Правила, диспозиции и габитус // Социоанализ П. Бурдье. М.; СПб., 2001; Бурдье П. Практический смысл. СПб.; М., 2001; Элиас Н. О процессе цивилизации. М.; СПб., 2001.Т. 1-2; Виллеме Х. Рамки, габитус и дискурс // Современная немецкая социология: 1990-е годы М., 2002; Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

Н. А. Шматко.