Гварини Гварино

Гварино ГВАРИНИ, Гуарини (Guarini) Гварино (до монашества - Камилло) (17.1.1624, Модена - 6.3.1683, Милан), итальянский архитектор. В возрасте 15 лет вступил в монашеский орден театинцев; годы послушничества провёл в Риме (1639-48). Знакомство с произведениями Ф. Борромини и его идеей драматизации архитектурного пространства определило творческие устремления Гварини. В 1648-55 годах был священником, преподавал философию и участвовал в реконструкции церкви Сан-Винченцо с примыкающим к ней монастырём театинцев (совместно с Б. Аванцини) в Модене. В 1660-1662 - в Мессине; построил церковь Санта-Мария-Аннунциата и монастырские здания (разрушены землетрясением в 1908). На Сицилии Гварини познакомился со сложной конструктивной системой сводов арабских построек. В 1662-66 годах посетил Париж с целью строительства церкви Святой Анны (инженер А. М. Вальперга; не сохранилась). В 1666 году переехал в Турин, где вёл строительство капеллы Святой Плащаницы (с 1668) и др. (в том числе Палаццо Кариньяно, 1679-83; в 19 веке служил зданием первого итальянского парламента), создал многие архитектурные проекты. Среди наиболее известных туринских построек Гварини - церковь Сан-Лоренцо (1668-1687), в которой он впервые использовал конструкцию двойного купола, получившую затем распространение в церковной архитектуре Западной Европы и России: внутренний купол с ребристой основой в виде 8-конечной звезды; сквозь отверстия в нём виден внешний купол, освещённый скрытыми окнами. Символически эта система изображала гармонично созданный земной мир, сквозь который открывается мир невидимый, небесный. Готические методы расчёта сводчатых конструкций соединялись у Гварини с классической лексикой архитектурных форм, оригинально вписанных в сложные геометрические композиции. Его последнее произведение - Палаццо Дукале в Модене (1681). В поздних работах Гварини декор приобретает классицистические черты, что сближает их с архитектурой 18 века. Иллюстрированный гравированный чертежами трактат Гварини по архитектуре был издан в 1737 году, что способствовало известности его творчества в середине - 2-й половине 18 века (в том числе в России).

Реклама

Соч.: La Pietà Trionfante. Messina, 1660; Placita philosophica. Р., 1665; Euclides adauctus. Taurinorum, 1671; Modo di misurare le fabriche. Torino, 1674; Compendio della sfera celeste. Torino, 1675; Trattato di fortificatione... Torino, 1676; Leges temporum et planetarum. Taurinorum, 1678; Coelestis mathematicae. Mediolani, 1683; Disegni d’architettura civile et ecclesiastica. Torino, 1686. Torino, 1966; Archi- tettura civile... Torino, 1737. Mil., 1968.

Лит.: Portoghesi Р. G. Guarini. Mil., 1956; G. Guarini е l’internazionlità del barocco. Torino, 1970. Vol. 1-2; Мüller С. Unendlichkeit und Transzendenz in der Sakralarchitektur Guarinis. Hildesheim u.а., 1986; Meek Н. А. G. Guarini and his architecture. New Haven; L., 1988.

И. Е. Путятин.