«Габима»
«ГАБИМА» (древнееврейский; буквально - кафедра в синагоге, также - сцена), театр (первоначально студия). Учреждён в Москве в 1917 году после нескольких попыток Н. Л. Цемаха создать театр любительскими силами в Белостоке, Варшаве (1909-1914). Первый спектакль («Вечер студийных работ», режиссёр Е. Б. Вахтангов) состоялся 8.10.1918. Основатели «Габима» (Цемах, Х. Д. Ровина, М. Н. Гнесин и др.) выдвинули программу создания «библейского театра», которая была поддержана русской культурной элитой, в том числе М. Горьким, Ф. И. Шаляпиным, Вяч. И. Ивановым, А. Я. Таировым, С. М. Волконским и др. В «Габима» преподавали К. С. Станиславский, режиссёры и актёры МХТ. В 1917-22 годах художественный руководитель театра - Вахтангов. Спектакли оформляли Г. Б. Якулов, И. И. Нивинский, Н. И. Альтман, Р. Р. Фальк. Соединение мифопоэтической сюжетности с формальными достижениями русской режиссуры начала 20 века определило уникальность театра. Среди постановок: «Вечный жид» Д. Пинского (1920, 2-я редакция - 1923, режиссёр В. Л. Мчеделов), «Голем» Г. Лейвика (1925, режиссёр Б. И. Вершилов), «Сон Иакова» Р. Бер-Гофмана (1925, режиссёры Б. М. Сушкевич, Станиславский). Спектакль «Гадибук» по пьесе С. Анского (1922, режиссёр Вахтангов) вошёл в число шедевров 20 века и оказал влияние на многих деятелей мирового театра (в том числе на П. Брука и Е. Гротовского). В 1926 году «Габима» выехала на гастроли по Европе и Америке. В 1927 году несколько человек во главе с Цемахом остались в США. После возвращения в Европу последовал новый раскол. Часть актёров вернулась в Россию, а остальные уехали в Палестину. Однако, и покинув Россию, труппа по-прежнему ориентировалась на традиции московской режиссуры: А. Д. Дикий поставил «Клад» Шолом-Алейхема (1928, Тель-Авив) и «Корону Давида» П. Кальдерона (1929, Тель-Авив), М. А. Чехов - «Двенадцатую ночь» У. Шекспира (1930, Берлин), А. М. Грановский - пьесу «Уриель Акоста» К. Гуцкова (1930, Берлин). С 1930 года «Габима» постоянно работает в Тель-Авиве. Художественная практика «Габима» выявила противоречивость и утопичность идеи «библейского театра». Прошедшая в 1930 году в Берлине дискуссия, в которой участвовали Х. Н. Бялик, А. Дёблин, М. Бубер, А. Цвейг, привела к переориентации «Габима» на европейские традиции национальных театров. С начала 1930-х годов «Габима» опиралась на собственные режиссёрские силы: Ц. Фридлянд, Б. Череминский, Ш. Финкель, Й. Израэли, Х. Сниир и др. В разные годы в «Габима» также ставили спектакли Л. Йеснер, Л. Страсберг, Т. Гатри, А. Вайда, Ю. П. Любимов и др.
Реклама
Лит.: Брешит «Габима». Иерусалим, 1966 (на языке иврит); Levy Е. The Habima, Israel’s national theater, 1917-1977: а study of cultural nationalism. N. Y., 1979; Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». М., 1999.
В. В. Иванов.