Гагаку

ГАГАКУ (японский, буквально - изящная музыка), японская придворная музыка. Включает инструментальные жанры (тогаку, комагаку, риннюгаку, синтоистская музыка микагура) и музыкально-танцевальные представления в масках (бугаку). Восходит к музыкальным  традициям древнекорейских государств (3-4 века) и Китая эпохи Тан. В 701 году была учреждена музыкальная  палата Гагакурё, в которую вошли музыканты-инструменталисты (гакунины), танцоры и танцовщицы, певцы и певицы, корейские и китайские учителя, мастера музыкальных  инструментов. Первоначально репертуар оркестров гагаку включал музыку, завезённую с континента (в том числе центрально-азиатского и индийского происхождения), позднее также собственно японскую. В середине 9 века учреждена 2-я музыкальная  палата - Оутадокоро (Палата великих песен), в ведение которой была передана японская вокально-инструментальная придворная музыка. Реформой 833-850-х годов стандартизированы жанры и соответствующие им исполнительские составы. Вышедшие из практики гагаку древние музыкальные  инструменты (угловая арфа, 5-струнная лютня и др.) хранятся в императорской сокровищнице Сёсоин в г. Нара.

Реклама

Гагаку Музыка гагаку обладает собственной теоретической системой, базируется на 12-тоновом строе (смотри в статье Люй-люй), двух 7-ступенных звукорядах («рё» и «рицу»), каждый в трёх высотных положениях. Ритм (регулярный, в основном 2-дольный, в танцевальных пьесах иногда 3-дольный) существует независимо от мелодики, каждый из ударных инструментов ансамбля исполняет свои ритмические модели внутри восьмитакта, четырёхтакта или двутакта. В основе музыки гагаку лежит принцип линеарности: главную мелодию проводят духовые инструменты в унисон (либо голос с духовыми в унисон), губной орган (сё) «уплотняет» мелодию созвучиями, струнные усиливают её опорные звуки. Исполнением инструментальных пьес управляет исполнитель на барабане какко или сан-но цудзуми, вокальных - руководитель хора, отбивающий ритм на сякубёси (деревянные трещотки). Обязательными инструментами, кроме названных, являются: гобой хитирики, поперечные флейты (рютэки, комабуэ или кагурабуэ), лютня гакубива (смотри в статье Бива), цитра гакусо (смотри в статье Кото), гонг сёко; в оркестр бугаку входят огромные, богато декорированные барабаны дадайко. Для записи инструментальных партий существует несколько типов нотации (иероглифическая, табулатурная), обучение, однако, основано на устной передаче. Древнейшая из сохранившихся записей - табулатура бивы (768). Первые известные трактаты по искусству гагаку датируются 2-й половиной 12 века.

Временный упадок искусства гагаку - символа императорского величия, связанный с правлением Бакуфу (с конца 12 века), сменился его возрождением в период последней династии сёгунов Токугава (с начала 17 века). В начале 19 века для сохранения и поддержания традиции были определены места обязательного исполнения гагаку: императорский дворец в Киото, храм Касуга в Наре, храм Ситэннодзи в Осаке и императорский дворец в Эдо (ныне Токио). В 1822 году создан учебник по искусству гагаку в 10 томах - «Кабу хин моку». Многие современные музыканты оркестра гагаку являются потомственными гакунинами (например, династия Тоги). Гакунин Х. Хаяси в 1879 году создал мелодию Государственного гимна Японии (на основе композиции «Этэнраку»); гимн исполняется либо оркестром гагаку, либо симфоническим (или духовым) оркестром. Музыкальная палата Гагакубу (бывшая Гагакурё) располагается в императорском дворце в Токио.

Первые зарубежные гастроли Императорского оркестра гагаку состоялись в 1959 году в США. Принципы музыки гагаку используют многие современные композиторы, первым среди европейцев к оркестру гагаку обратился К. Штокхаузен («Хикари - Licht - Хикари», 1975).

Лит.: Garfias R. Sacred Mi-Kagura of Japanese Imperial court // Institute of Ethnomusicology Selected Reports. 1968. Vol. 1. № 2; idem. Music of а thousand autumns. Berk.; L., 1976; Togi М. Gagaku. Court music and dance. N. Y., [1971]; Harich Schneider Е. А history of Japanese music. L., 1973; Сисаури В. И. Японская инструментальная музыка гагаку // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1975. Вып. 14; он же. Гагаку - музыка древней Японии // Музыка народов Азии и Африки. М., 1984. Вып. 4; Picken L. Music from the Tang court. L., 1981.

М. В. Есипова.