Гаитийцы
ГАИТИЙЦЫ (гаитяне, самоназвание - айисьен, ayisyen, haïtiens), народ, основное население Республики Гаити. Численность 8,3 миллионов человек (2006, оценка). Живут также в Канаде (84 тысяч человек), на Ямайке (52 тысячи человек), Кубе (40 тысяч человек), Багамских островах (25 тысяч человек) и других островах Вест-Индии. Общая численность 8,7 миллионов человек (2006, оценка). Говорят на гаитянском креольском языке (на основе французского языка), часть - на французском языке. 80% гаитийцев - католики, остальные - баптисты (10%), пятидесятники (4%), адвентисты седьмого дня (1%) и др.; большинство гаитийцев придерживаются культов вуду.
Коренное население Гаити - аравакм-таино - было истреблено к концу 16 века. С 1-й половины 17 века на западе Гаити стали селиться французские колонисты, первоначально - авантюристы и пираты-буканеры (от французского boucan -’вертел для жарки мяса’), с 18 века - аристократы, ставшие крупными землевладельцами («большие белые»). В 1697 году образовалась французская колония Сан-Доминго. В 18 веке здесь появилось около 2,5 тысяч немцев - владельцев кофейных плантаций. С началом массового завоза на Гаити африканских рабов (2-я половина 16 века) они стали основным населением острова. Рабы привозились в основном из Западной и Экваториальной Африки (волоф, бамбара, мандинго, акан, эве, ибо, конго и др.). Положение рабов на Гаити было одним из тяжелейших в Вест-Индии. С 17 века обычным явлением стал маронаж: беглые рабы-мароны жили в лесах по африканским традициям. «Чёрный кодекс» Людовика XIV (1685) предписывал обращать рабов в христианство, но рабовладельцы стремились ограничить деятельность миссионеров, и к концу 18 века христианизация гаитийцев прекратилась. Сформировался слой мулатов (существовали многочисленные термины, обозначавшие мулатов с разным цветом кожи: сакатра, грифон, гримо, марабу, метиф, мамлюк и др.), как правило, получавших от своих хозяев свободу («цветные» - gens de couleur); независимо от социального положения мулаты ставили себя выше негров. Вольноотпущенники формально уравнивались в правах с гражданами Франции, часть их становилась плантаторами и рабовладельцами; однако они подвергались откровенной дискриминации (например, они не допускались к наиболее престижным профессиям, им запрещалось собираться группами, носить одинаковую с белыми одежду и т.п.). В конце 18 века белое население Сан-Доминго составляло 5,9%, «цветные» - 5,3%, рабы - 88,8%. Выступление «цветных» в 1789 году за уравнение своих прав с белыми было одним из поводов к Гаитянской революции рабов 1791-1803, в результате которой белое население французской колонии Сан-Доминго было истреблено или эмигрировало. По 1-й переписи населения 1805 года в стране насчитывалось 380 тысяч человек (против 524 тысяч человек в 1789), из них 2/3 составляли женщины. После революции сохранялась напряжённость между неграми и мулатами, по-прежнему занимавшими более высокое социальное положение. Сформировалась мулатская интеллигенция, ориентировавшаяся на европейские либеральные ценности, которым противостояла «нуаристская» (от французского noir - чёрный) идеология негров, выступавшая за авторитарное правление, ведущую роль армии (в которой лидировали негры), против католической церкви как проводника французского влияния и т. д. В период американской оккупации Гаити (1915-34) среди гаитийской интеллигенции, объединившейся вокруг журнала «La Revue indigène», сформировалось так называемое эндиженистское движение, провозгласившее лозунг «назад в Африку». В креольской литературе культивировались идеалы вуду. В период правления Ф. Дювалье основой государственной политики стала идеология негритюда. Напряжённость между расовыми группами гаитийцев сохраняется. Ныне негры составляют 95% гаитийцев, мулаты - 5%; среди последних преобладает французский язык, больше доля людей с высшим образованием. Африканские традиции сохраняются в гаитийской кухне, семейных (например, многожёнство-пласаж, расширенные семьи-лаку) и общинных (например, взаимопомощь-комбит) обычаях, культах предков и вуду, фольклоре (сказки, пословицы и поговорки, загадки), музыке и танце. Среди игр распространены петушиные бои.
Реклама
Лит.: Price Mars J. De Saint-Domingue à Haiti. Essai sur la culture, les arts et la littérature. Р., 1959; Mintz S., Price R. An anthropological approach to the Afro-American past: а Caribbean perspective. Phil., 1976; Кулакова Н. Н. Гаитийцы: формирование этноса (колониальная эпоха). М., 1993.
Н. Н. Кулакова.