Галера
ГАЛЕРА (итальянский galera), деревянное военное парусно-гребное судно. Впервые появились в Венеции в 7 веке, с 12 века в качестве вспомогательных военных судов входили в состав флотов ряда европейских стран. Галера - низкобортное судно с длинным узким носом и приподнятой кормой, малоостойчивое (особенно при ходе под парусами). Главный движитель галеры - вёсла (по 16-32 на борт, длиной до 16 м), расположенные в ряд (по 4-6 гребцов на весло), в качестве вспомогательного движителя использовались косые паруса (на 1-3 мачтах), управлялись галеры рулевыми вёслами, с конца 13 века - рулём. Средняя скорость хода на вёслах до 7 узлов (около 13 км/ч). Экипаж галеры, включая воинов, насчитывал до 450 человек. Гребцами на галерах были в основном рабы, осуждённые преступники (другое название галер - «каторга» - первоначально использовалось и в России), военнопленные и др. (в российском флоте гребцами были солдаты, что повышало боеспособность экипажа). Основным оружием на галерах до середины 14 века были надводный таран, метательные машины, арбалеты. Позднее на галерах устанавливали артиллерийские орудия (бомбарды, кулеврины и др.). Различались следующие типы галер: галиоты (европейские страны в 12-18 веках), уксеры (Франция в 13-14 веках), пинасы (страны Средиземноморья в 13-14 веках, североевропейские страны в 14-17 веках), рамберги (Англия в 14-17 веках), галеасы (европейские страны в 16-17 веках; наиболее крупные галеры) и др. В России галеры впервые появились при Петре I, строились по голландскому образцу на Олонецкой верфи, на верфях Воронежа, Санкт-Петербурга, Выборга и др. В российском флоте использовались главным образом 2-мачтовые галеры среднего размера (до 50 вёсел), имевшие до 20 пушек. Благодаря небольшой осадке и высоким манёвренным качествам галеры обладали преимуществом перед парусными судами в мелководных и шхерных прибрежных районах. В начале 18 века Ф. М. Скляевым создана галера нового типа - скампавея (длина до 30 м, до 18 пар вёсел, 1-2 мачты с косыми парусами, 1-2 пушки малого калибра, вмещала до 200 человек), обладавшая повышенными скоростью и мореходными качествами. Галеры применялись при осаде Азова в 1696 году, в Северной войне 1700-21, являлись главными силами российского флота в Гангутском морском сражении 1714 года, в Гренгамском сражении 1720. В составе российского флота галеры находились до конца 18 века.
Реклама
Лит.: Боголюбов Н. П. История корабля. М., 1879. Т. 1; Шершов А. П. История военного кораблестроения. СПб., 1994; История отечественного судостроения. СПб., 1994. Т. 1.
А. А. Потехин.