Галеви Фроманталь

ГАЛЕВИ, Алеви (Halévy) Фроманталь (Жак Фроманталь Эли) (27.5.1799, Париж - 17.3.1862, Ницца), французский композитор, педагог. Член Института Франции (1836). Дядя Л. Галеви. В 1819 году окончил Парижскую консерваторию (учился у Л. Керубини, А. Бертона, Э. Мегюля). Получив Римскую премию (за кантату «Эрминия», 1819), в 1820-22 годах жил в Италии и Австрии. С 1827 года аккомпаниатор, затем хормейстер в «Опера Комик» и Парижской опере. С того же года профессор Парижской консерватории, среди его учеников были Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, Ш. Лекок. С 1854 года секретарь Академии изящных искусств.

Творчество Галеви, создавшего более 30 опер, оказало заметное влияние на развитие жанров большой и комической оперы во Франции. Галеви дебютировал на оперной сцене в 1827 году комической оперой «Ремесленник». Европейская слава пришла к нему с постановкой оперы «Жидовка» в 1835 году в Парижской опере. В том же году успех оперы «Молния» на сцене парижской «Опера Комик» обеспечил композитору прочные позиции в обоих театрах. «Жидовка» (также «Дочь кардинала», либретто Э. Скриба) - образец так называемой большой оперы, лучшее произведение Галеви. В опере противопоставлены два музыкальных  стиля: условно «западный» (например, хор в сопровождении органа «Те Deum laudamus» в 1-м действии и др.) и «восточный» (молитва Иегове во 2-м действии). Р. Вагнер заимствовал звуковую идею перезвона молотков (из сцены работающих евреев-ювелиров) для своей оперы «Золото Рейна» (сцена в Нибельхейме). Опера ставилась на всех крупных европейских сценах, включая Россию, вплоть до конца 19 века.

Реклама

Среди других опер: «Клари» (написана для постановки с участием М. Малибран, 1828), «Шериф» (по О. де Бальзаку, 1839), «Царица Кипрская» (1841), «Гитарист» (1841), «Карл VI» (1843), «Пиковая дама» (1850), «Вечный жид» (по мотивам романа Э. Сю, 1852), «Волшебница» (1858, все поставлены в Париже), «Ной» (окончена Ж. Бизе в 1869, поставлена в 1885, Карлсруэ). Либреттистами многих опер были Э. Скриб и брат Галеви - Леон. Среди других произведений: два балета, хоровая и вокальная музыка, фортепианные пьесы.

Одним из первых Галеви в своих партитурах стал использовать хроматические медные духовые инструменты. В музыке к трагедии «Прометей прикованный» Эсхила (в переводе Леона Галеви, 1849) применил микрохроматику (у струнных).

Автор мемуаров («Воспоминания и портреты», 1861; «Последние воспоминания и портреты», 1863).

Лит.: Halévy L. Halévy, sa vie et ses œuvres. Р., 1863; Monnais Е. Halévy. Р., 1863; Pougin А. F. Halévy, écrivain. Р., 1865; La Juive: dossier de presse parisienne (1835) / Еd. К. Leich-Galland. Saarbrücken, 1987.

А. В. Булычёва.