Галеви Иегуда

ГАЛЕВИ Иегуда (полное имя Иегуда бен Шмуэль га-Леви) (около 1075, Тудела, королевство Наварра, ныне Испания - 1141, Египет), средневековый еврейский поэт и философ. Получил разностороннее еврейское и арабское образование. Родился и вырос в мусульманской Испании, в юности переехал в Гранаду, где познакомился, в частности, с поэтом и комментатором Библии Авраамом Ибн Эзрой и позднее вошёл в круг виднейших деятелей еврейской культуры. После 1090 года, в связи с вторжением в Испанию династии Альморавидов, был вынужден покинуть Гранаду. Следующие 20 лет Галеви провёл в странствиях по различным общинам. В конце жизни вернулся в мусульманскую Испанию и долгое время жил в Кордове, где написал большую часть своих произведений. В 1140 году Галеви отправился в Палестину. Во время плавания по пути в Египет сочинил цикл морских песен. Сведения о смерти Галеви противоречивы, наиболее правдоподобна версия о том, что он умер и похоронен в Каире, прожив там около 6 месяцев.

Обширное поэтическое наследие Галеви насчитывает около 800 стихотворений самой разнообразной тематики - любовной, сатирической, религиозной. К числу наиболее совершенных образцов еврейской поэзии относятся созданные Галеви литургические гимны - пиюты (около 350), а также цикл «Ширей га-галут» («Песни изгнания»). В ряде стихотворений Галеви описывает свои личные религиозные переживания. Наибольшую известность получил цикл «Ширей Цион» («Сиониды», буквально - «Песни Сиона»), содержащий около 35 элегий, посвящённых теме возвращения в Сион.

Реклама

Основная тема философских трудов Галеви - оторванность еврейской диаспоры от Земли обетованной. Галеви утверждал, что пророк, лично общающийся с Богом, ближе к истине, нежели философ, получивший знания о Боге опосредованно. Главный философский труд Галеви - написанная на арабском языке «Книга доказательства и довода в защиту униженной веры» - в середине 12 века был переведён на иврит и более известен под названием «Сэфер га-Кузари» («Книга хазара»). Сочинение построено в форме дискуссии между христианином, мусульманином, иудеем и философом - последователем Аристотеля при дворе хазарского царя, решившего избрать себе веру. В ходе спора царь убеждается в истинности иудаизма. В 13 веке «Сэфер га-Кузари» пользовалась огромной популярностью среди приверженцев каббалы, в 14-15 века - у противников аристотелизма, а позднее - среди хасидов.

Лит.: Гаркави А. И. Галеви. 2-е изд. СПб., 1896; Das Buch Kusari des J. Halevi, nach dem hebräischen Texte des Jehuda-ibn-Tibbon. 5. Aufl. В., 1922; Druck D. J. Halevi, his life and works. N. Y., 1941; Kayser R. Life and time of J. Halevi. N. Y., 1949.

Ю. Ю. Дозорец.