Галицко-Волынская школа

Галицко-Волынская школаГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ШКОЛА, одна из наиболее значительных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Начала формироваться в середине 12 века главным образом на территории Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств, объединившихся в 1199 году. Испытала заметное влияние искусства Польши, Чехии и Венгрии. Среди первых памятников галицко-волынской школы - княжеский дворец и 4-столпная церковь Спаса (2-я половина 1140-х годов), Успенский собор (предположительно рубеж 1140-50-х годов) в Галиче. На строительстве, судя по романской строительной технике, работали польские мастера, хотя и церковь, и собор, выполненные из белого камня и украшенные резьбой, имели традиционную крестово-купольную структуру. Во 2-й половине 12 века на территории Галицкого княжества появились (вероятно, при участии венгерского зодчего) небольшие белокаменные центрические храмы - ротонды и квадрифолии. Значительно перестроенная церковь Святого Пантелеймона в селе Шевченково (конец 12 - начало 13 века) близка к европейским храмам цистерцианского ордена; византийская 4-столпная структура сочеталась в ней с готической конструкцией. На Волыни дольше сохранялись киевские традиции: 6-столпный кирпичный Успенский собор во Владимире-Волынском (1157-60) аналогичен собору Кирилловского монастыря в Киеве.

Реклама

Галицко-Волынская школаК галицко-волынской школе относят также зодчество Гродненского княжества, где строили большие кирпичные 6-столпные крестово-купольные храмы, украшая их фасады крупными шлифованными камнями, поливными керамическими плитками и блюдами (частично сохранилась Борисоглебская церковь на Коложе в Гродно, конец 12 века). Очевидно, после перенесения столицы Галицко-Волынского княжества из Галича в Холм в этом городе по заказу князя Даниила Романовича возвели церковь Святого Иоанна и Святых Космы и Дамиана («святых Безмездников»), а также деревянную сторожевую башню-донжон на каменном основании. Церковь Святого Иоанна, судя по описанию Ипатьевской летописи, имела выраженные западные черты - подпружные арки опирались на капители в виде человеческих голов, порталы были декорированы резным белым и зелёным камнем (резчик - некий «хытрец Авдей»), в окна вставлены «римские стёкла» - витражи. Близ города установили «столп камен» - колонну на постаменте, увенчанную изваянием орла. Во 2-й половине 13 - начале 14 века под воздействием готики появились башнеобразные храмы Рождества Христова в Галиче и Святого Николая во Львове. Тогда же в западном и северном районах княжества стали строить оборонительные сооружения нового типа - прямоугольные и круглые в плане каменные и кирпичные башни (в Столпье, Белавине, Каменце-Литовском, Черторыйске, Гродно и др.). Они аналогичны западноевропейским донжонам. Произведения живописи галицко-волынской школы очень немногочисленны и разнородны. «Добрилово Евангелие» (около 1164, РГБ) представляет местный упрощённый вариант искусства византийского круга; ещё более схематизировано решение иконы «Покров Богородицы» (рубеж 11-12 века или начало 14 века, Национальный художественный музей Украины, Киев). Миниатюры Галицко-Волынского Евангелия начала 13 века (Москва, ГТГ) отличаются уверенным построением объёма, сложной цветовой гаммой и экспрессией образов, характерными для византийской живописи этого времени.

Лит.: Попова О. С. Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в. (К вопросу о взаимоотношении русского и византийского искусства) // Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972; Раппопорт П. А. Русская архитектура Х-XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982; Иоаннисян О. М. Основные этапы развития галицкого зодчества // Древнерусское искусство: Художественная культура Х - первой половины XIII в. М., 1988.

И. Л. Бусева-Давыдова.


Олег Викторович Белай биография и жизнь в Москве.