Гаман Иоганн Георг

ГАМАН (Hamann) Иоганн Георг (27.8.1730, Кёнигсберг - 21.6.1788, Мюнстер), немецкий философ. Учился в Кёнигсбергском университете. Во время пребывания в Лондоне (1757-58) пережил духовный кризис, обративший его к религии. В дальнейшем вёл существование непрофессионального философа сократического типа («северный маг»), зарабатывая на жизнь службой в акцизном управлении и на таможне; при этом Гаман был заклятым врагом и сатирическим критиком прусских порядков и политики Фридриха II.

В кратких и фрагментарных сочинениях Гамана, нарочито тёмных по смыслу и рапсодических по композиции, отразился кризис немецкого просветительского рационализма. Идеи И. Канта и И. Г. Гердера послужили Гаману почвой для полемического спора-диалога, целью которого было показать узость, поверхностность и «греховность» «самовлюблённого» человеческого разума. Разум (рассудок) человека индивидуален, историчен, ситуативен: не существует всеобщего «здравого смысла» (common sense) просветительской философии, как и кантовского «чистого разума» [«Метакритика пуризма разума» («Metakritik über den Purismum der Vernunft», опубликован в 1800); эмпирической и сенсуалистической позиции Гамана родственна антикантовская позиция позднего Гердера, испытавшего влияние Гамана]. Мировая история - христоцентрична, то есть события вочеловечения Христа и его искупительной жертвы лежат внутри всего когда-либо происходившего или происходящего в мире. Мир, бытие - природа и история - это Божественная «речь, обращённая к твари», слово Божие (как и Библия). Язык - «первый и последний орган и критерий разума», связанность которого с языком определяет границы разума, так что не имеет смысла рассуждать о Божественном или естественном происхождении языка (против Гердера). Гаман акцентировал интуитивный момент в познании (концепция «непосредственного знания») и в творчестве. Поэзия, понятая как откровение Бога в человеке, есть пророчество («Aesthetica in nuce» в составе «Крестовых походов филолога», «Kreuzzüge des Philologen», 1762, и другие сочинения), и языческие философы - тоже «посланцы и толмачи Господа».

Реклама

Идеи Гамана с их парадоксальной остротой стали непременным элементом немецкой культуры 2-й половины 18 - начала 19 века; они оказали влияние на течение «Бури и натиска», на И. Г. Гердера и И. В. Гёте, были восприняты йенскими романтиками, Жан Полем. Мотивы религиозной критики культуры, содержавшиеся в сочинениях Гамана, были продолжены С. Кьеркегором.

Соч.: Sämtliche Werke / Hrsg. von J. Nadler. W., 1949-1957. Bd 1-6; Briefwechsel / Hrsg. von W. Ziesemer, А. Henkel. Wiesbaden; Fr./М., 1955-1975. Bd 1-8; Hauptschriften erklärt. Gütersloh, 1956-1963. Bd 1, 2, 4, 5, 7; Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т. 2. С. 149-161.

Лит.: Кожевников В. А. Философия чувства и веры. М., 1897. Ч. 1; Unger R. Hamann und die Aufklärung. Тüb., 1963; Гегель Г.В.Ф. О сочинениях Гамана // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. М., 1970. Т. 1; Acta des Internationalen Hamann-Kolloquiums / Hrsg. von В. Gajek. Fr. / М., 1983-2005-. Bd 1-7-; Berlin I. The Magus of the North: J. G. Hamann and the origin of modern irrationalism. L., 1993; J. G. Hamann: «der hellste Kopf seiner Zeit» / Hrsg. von О. Bayer. Тüb., 1998.

Ал. В. Михайлов.