Гамелан

Гамелан ГАМЕЛАН (яванский, от индонезийского gamel - ударять, стучать), традиционный индонезийский оркестр и тип музицирования. Появившись на острове Ява, впоследствии распространился на Бали, Суматре и других  островах Малайского архипелага. В его состав входят в разных комбинациях различные виды идиофонов (одиночные вертикально подвешенные гонги - агенг, сувукан, кемпул; неподвижно закреплённые кенонг, кетук, кемпьянг; наборы гонгов бонанг, талемпонг, рейонг; металлофоны гендер, сарон, слентем; ксилофоны гамбанг, ангклунг; тарелки роджех), мембранофонов (двухсторонние барабаны кенданг, кетипунг, батанган), струнных (смычковый ребаб, цитры качапи и целемпунг) и духовых инструментов (флейта сулинг), а также мужской и/или женский голос. Прототип гамелана - набор бронзовых барабанов культуры Донгшон. Современный инструментарий начал формироваться предположительно на рубеже 1-2-го тысячелетия нашей эры (барельефы святилища Боробудур). К середине 2-го тысячелетия нашей эры (согласно текстам дворцовых хроник и эпоса) восходит обычай разделения гамеланов на 2 состава: «громкий» для сопровождения ритуалов и процессий на открытом воздухе (гонги, барабаны, гобои) и «тихий» для придворных церемоний (металлофоны, ксилофоны, флейты). Около 15 века в центральных районах Явы оба состава были объединены в «большой» гамелан, который доныне считается классическим [существует в 3 видах: мунгганг, карабален, кодхок нгорек (буквально - кваканье лягушки)]; его основу составляют всевозможные гонги и мембранофоны, в Джокьякарте и Суракарте в старинный гамелан входят также ксилофоны и металлофоны. В конце 15 - начале 16 века (государство Маджапахит) классический центрально-яванский тип гамелана попал в западные районы острова (сунданский гамелан) и на остров Бали и приобрёл местные особенности. Сохраняется старинная система звукорядов пелог и слендро. Гамеланы  сопровождают храмовые ритуалы, религиозные процессии, представления театра кукол (ваянгкулит и др.), женские танцы с пением, свадебные церемонии и др. Кроме того, они исполняют «чистую» музыку, предназначенную для ценителей. К 19 веку гамелан стал ведущей моделью ансамблевого музицирования как в Индонезии, так и в Малайзии и на Филиппинах.

Реклама

В 1-й половине 20 века на Яве и Бали насчитывались тысячи гамеланов. Во 2-й половине 20 века традиция вышла за пределы Индонезии и Юго-Восточной Азии в целом, наборы инструментов вывезены в Великобританию, Северную и Латинскую Америку, Восточную Азию, Австралию и Новую Зеландию, Тропическую Африку, по моделям аутентичных инструментов в Западной Европе и США изготавливаются новые. Проводятся международные фестивали музыки для гамеланов с участием ансамблей из разных стран.

Лит.: Sorrell N. А guide to the gamelan. L., 1990; Sutton R. А. Traditions of gamelan music in Java: musical pluralism and regional identity. Camb., 1991; Tenzer М. Balinese music. Berk., 1991; Sumarsam. Gamelan: cultural interaction and musical development in central Java. Chi., 1995.

А. С. Алпатова.