Гангеша

ГАНГЕША (Гангеша Упадхьяя), индийский философ, логик, основатель школы навья-ньяя (новая ньяя). Родился близ Дарбханги, столицы северо-индийского государства Митхила (ныне Тирхут). Время его наиболее активной деятельности - 1-я половина 14 века. Основное сочинение - «Таттвачинтамани» («Драгоценная мысль об истине») - трактат в четырёх разделах, каждый из которых посвящён одному из четырёх признаваемых в ньяе источников знания (праман): восприятию (пратьякша), включающему и то, что можно назвать интеллектуальной интуицией; умозаключению (анумана) - дедукции в силлогистической и других формах логического следования; сравнению (упамана) и авторитетному словесному свидетельству (шабда). Важнейшим является 2-й раздел, в котором обсуждается вьяпти (буквально - проникновение) - механизм логического выведения: на каком основании мы констатируем, что наличие на холме дыма «обеспечивает» наличие там и огня? Опровергнув 21 концепцию вьяпти, Гангеша даёт собственное определение: «Вьяпти есть общность места двух терминов умозаключения». Положительное общее суждение: «Везде, где есть дым, есть и огонь» преобразуется вначале в эквивалентное отрицательное: «Никакой случай дыма не встречается в месте, которое не есть место огня», а затем в суждение типа: «Постоянное отсутствие, противоположность которого ограничена дымностью, в месте постоянного отсутствия, противоположность которого ограничена огненностью».

Реклама

Критическое и систематическое исследование Гангеша положило начало новому, дедуктивному этапу индийской логики. Среди других достижений Гангеша - новый уровень работы с абстракциями, переосмысление концепции небытия, использование символического (хотя и не искусственного) языка.

Другие сочинения Гангеша - «Лакшанаманджари» («Гирлянда определений») и «Лакшанататтва» («Истина определений»). Большинство сочинений последующей навья-ньяи - это комментарии к «Таттвачинтамани», среди наиболее известных комментаторов - Рагхунатха Широмани (15-16 века), Джагадиша и Гададхара (17 век).

Соч.: Tattvacintämani with the commentary of Мäthuranätha / Tarkavägisä. Calcutta, 1884-1901.Vol. 1-5.

Лит.: Goekoop С. The logic of invariable concomitance in the Tattvacintämani. Dordhrecht, 1967; Bhattacharyya S. Gafigesa’s theory of indeterminate perception. New Delhi, 1993-1996. Vol. 1-2.

В. К. Шохин.