Ганслик Эдуард

ГансликГАНСЛИК, Ханслик (Hanslick) Эдуард (11.9.1825, Прага - 6.8.1904, Баден, близ Вены), австрийский музыковед и музыкальный  критик. Учился музыке у чешского композитора и пианиста В. Я. Томашека, затем изучал право в Пражском (курс философии слушал у Ф. Экснера, последователя Б. Больцано) и Венском университетах. Совмещал государственную службу с музыкально- критической деятельностью, с 1856 года преподавал в Венском университете историю и эстетику музыки (с 1861 экстраординарный, с 1870 ординарный профессор). Выступал с публичными лекциями о музыке. В книге «О музыкально-прекрасном» (1854; русский перевод и предисловие Г. А. Лароша - 1895, 2-е изд., 1910) выдвинул тезис: «Звучащие подвижные формы - единственное и исключительное содержание и предмет музыки»; отстаивал внутреннюю самоценность логического развёртывания формы в бестекстовой музыке, в то же время допускал её этическое и космически-универсальное осмысление. Согласно Ганслику, воспринимать музыку - значит «мыслить посредством фантазии». Осознавая противоречивость книги, вызвавшей волну полемики (оппонентом Ганслика выступил его друг А. В. Амброс), он впоследствии корректировал её концепцию в переизданиях; отводя упрёки в формализме, подчёркивал ценность формы «живой», а не «пустой». В многочисленных статьях Ганслик отрицал романтичную программность, как она представлена в симфонических поэмах Ф. Листа, полемизировал с идеологией вагнерианства, подвергал уничтожающей критике А. Брукнера, вместе с тем признавал художественную значительность произведений Г. Берлиоза; высоко ценил музыку И. С. Баха, венских классиков, Р. Шумана, И. Брамса, с которым был дружен. В суждениях о русской музыке был крайне субъективен, по недоразумению причислял П. И. Чайковского к ненавистному ему листовскому направлению («На скрипке уже не играют, скрипку теребят, обдирают, ошпаривают» - из рецензии на премьеру Скрипичного концерта). Труды Ганслика - богатый источник музыкально-исторических сведений.

Реклама

Соч.: Geschichte des Konzertwesens in Wien. 1848-1866. W., 1869-1870. Bd 1-2. N.Y., 1979; Die moderne Oper. Kritiken und Studien. В., 1875-1900. Bd 1-9. Farnborough, 1971; [Фрагменты] // Музыкальная эстетика Германии XIX в. М., 1982. Т. 2. С. 283-324; Aus meinem Leben. Kassel; Basel, 1987; Vom Musikalisch-Schönen. Mainz; L., 1990. Bd 1-2.

Лит.: Glatt D. Zur geschichtlichen Bedeutung der Musikästhetik Е. Hanslicks. Мünch., 1972; Abegg W. Musikästhetik und Musikkritik bei Е. Hanslick. Regensburg, 1974; Dahlhaus С. Die Idee der absoluten Musik. [Lpz., 1979]; Михайлов А. В. Э. Ганслик: к истокам его эстетики // Советская музыка. 1990. № 3; он же. Э. Ганслик и австрийская культурная традиция // Музыка. Культура. Человек. Свердловск, 1991. Вып. 2.

Д. О.Чехович.