Гаро

ГАРО (самоназвание а’chick mande - горный человек), тибето-бирманский народ на северо-востоке Индии. Населяют в основном горы Гаро на западе Ассамского плато (штаты Мегхалая и Ассам). Численность свыше 1 миллиона человек (2006, оценка). Живут также в Бангладеш (42 тысячи человек). Язык - гаро группы бодо-гаро ветви сал (цзинпо-коньяк-бодо) тибето-бирманских языков; к гаро причисляются также кочу, говорящие на близких к языку гаро кочских языках. Письменность на основе латинской графики, ранее использовали бенгальское письмо. Распространены также ассамский, бенгальский и другие языки. Свыше 80% гаро - христиане (в основном баптисты), свыше 10% - индуисты, есть небольшие группы буддистов и мусульман.

Гаро Согласно легенде, предки гаро переселились из юго-восточной Тибета. Гаро делятся на группы: абенг, матабенг, чисак, акаве, дуал, матчи и др. Относятся к общности адиваси. Основное традиционное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие; расчищенное поле служит обычно два года: 1-й год засевается смешанными культурами (рис, хлопок, чили, имбирь и др.), 2-й - рисом. В долинах развивается орошаемое пашенное земледелие (в основном заливной рис). Сохраняются охота, рыболовство, собирательство. Разводят крупный рогатый скот, коз, свиней, птицу. Традиционные ремёсла - ткачество, изготовление циновок и лодок. Традиционные поселения располагаются в долинах и по невысоким склонам, насчитывают от 10 до 60 хозяйств. Дома длиной до 80 м со стенами, плетёнными из бамбука, окружают открытую площадку для собраний и церемоний (атела); в центре находится дом вождя-нокмы и дом холостяков (нокпанте). В поселении имеются места для кремации умерших и погребения праха, священные рощи, алтари, отдельно стоят амбары для риса. Традиционная одежда несшитая: набедренная повязка (часто синяя), накидка и тюрбан у мужчин, ткань, повязанная на груди и доходящая до колен, - у женщин. Существует деление на 2 главные экзогамные группы (катчи) - марак и сангма. Катчи подразделяются на роды и линиджи (махари). Характерна устойчивая брачная связь между 2 линиджами: каждый линидж образует ядро поселения, возглавляется мужем старшей женщины (нокма), власть которого переходит предпочтительно к племяннику-зятю; мужчины материнского линиджа составляют совет (чратанг). Земля (акинг) находится в собственности жены нокмы. В семье наследуют обычно младшая дочь и её муж; для наследницы предписывается патрилатеральный кросс-кузенный брак (система нокром), остальные дочери поселяются с мужьями отдельно. Брак наследницы обставляется обрядом «ловли жениха» (аналогично обряду умыкания невесты при патрилокальном браке). Сохраняются культы богов и духов (пантеон возглавляет бог-творец Татар-Рабуга и культурный герой Салджонгом), лесных духов (мите), предков, жертвоприношения, аграрные праздники (главный - осенний праздник Вангала), лечебная магия (среди мужчин), вера в перерождение; до середины 20 века практиковалась охота за головами.

Реклама

Музыка и танцы гаро имеют главным образом культовые функции, исполняются во время традиционных сельскохозяйственных  и семейных праздников. Музыкальный инструментарий характерен для Северо-Восточной Индии, включает струнные (дотронг, саренда), духовые (адил, санаи, бангси), идиофоны и мембранофоны. Бытуют песни (на древних диалектах), устные рассказы.

Лит.: Playfair А. The Garos. L., 1909; Burling R. Rengsanggri: family and kinship in а Garo village. Phil., [1963]; Nakane Ch. Garo and Khasi: а comparative study in matrilineal systems. Р., 1967; Маретина С. А. Малые народы Северо-Восточной Индии // Малые народы Южной Азии. М., 1978; она же. Эволюция общественного строя у горных народов Северо-Восточной Индии. М., 1980.

С. А. Маретина.