Гастев Алексей Капитонович

Гастев Алексей КапитоновичГАСТЕВ Алексей Капитонович [26.9(8.10).1882, Суздаль - 15.4.1939, Москва], российский учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в России. Во время учёбы в Московском учительском институте в 1901 году вступил в РСДРП; исключён из института за участие в уличной демонстрации.

С 1900 года активно участвовал в революционном движении, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В эмиграции (Париж) окончил Высшую школу социальных наук (1904). Вернулся в Россию в начале 1905 года. В 1908-м вышел из состава РСДРП [вновь вступил в ВКП(б) в 1931). В тюрьмах и ссылке написал ряд литературных произведений: «Моя жизнь», «Мы всюду», так называемую «сибирскую фантазию» - «Экспресс» и др. Печатался с 1904 года (рассказ «Проклятый вопрос»). После 1917 на профсоюзной и научной работе. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920-38). В 1924-26 - заместитель председателя Совета по научной организации труда (НОТ) при Наркомате РКИ, в 1932-1936 - председатель Всесоюзного комитета стандартизации при СТО. Организатор акционерного общества «Установка» (1928), готовившего на хозрасчётных началах кадры для промышленности.

Реклама

Гастев стремился создать индустриальную педагогику на основе идеи «социального инженеризма», построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, социальном и трудовом экспериментировании. В 1921 году в программной статье «Наши задачи» Гастев обозначил основные методологические принципы своего подхода к НОТ: решающими факторами развития организации труда являются техника и логика движения технологии, требующие для своей реализации новый тип работника; современное производство предусматривает превращение каждого станка в исследовательскую лабораторию, где разворачивался бы поиск всего нового, рационального, экономного; законы становления культуры труда определяются «методологией машинной работы с её аналитизмом... нормировкой».

Его идея воплотилась в «установочном методе ЦИТа». Предлагал ввести педагогику в «рамки инструкции», противопоставляя «субъективному искусству педагога» «объективное» воздействие «установок». Под «установкой» понималось формирование ориентаций личности, ведущих к автоматизму деятельности через «культурные установки», био-установки» и др. По сути, Гастев выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Наиболее полное воплощение установочный метод получил в доктрине «трудовых установок» («системе ЦИТа») - совокупности организаторских приёмов, навыков, «рефлексов», объединённых в динамичные комплексы движений, доведённых до автоматизма. Человек в системе Гастева выступал как продукт среды. В то же время Гастев считал, что автоматизм поведения не отрицает творческого начала, а создаёт для него необходимый рефлекторный базис. По методикам ЦИТа было подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих, на многих предприятиях внедрена прогрессивная система организации труда и управления. Труды Гастева способствовали становлению в России психологии труда, инженерной психологии и др. Награждён орденом Красного Знамени (1926).

В 1938 году репрессирован; реабилитирован посмертно.

Соч.: Время. М., 1923; Снаряжение современной культуры. Хар., 1925; Установка производства методом ЦИТ. М., 1927; Как надо работать. 2-е изд. М., 1972; Трудовые установки. 2-е изд. М., 1973.

Лит.: ЦИТ и его методы НОТ. М., 1970; Гастев Ю. А. От «социальной инженерии» к кибернетике. О методологической концепции ЦИТа // Гастев А. К. Трудовые установки. 2-е изд. М., 1973; Луначарский А. В. Воспитание нового человека // Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976; Крупская Н. К. К вопросу о подготовке рабочей силы // Крупская Н. К. Педагогические сочинение М., 1979. Т. 3; Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940). М., 1980; Перцов В. О. А. Гастев // Перцов В. О. Современники. М., 1980. Т. 1.

Е. Г. Осовский.