Гауди Антонио
ГАУДИ, Гауди-и-Корнет (Gaudi у Cornet) Антонио (Антони) (25.6.1852, Реус, провинция Таррагона - 10.6.1926, Барселона), испанский (каталонский) архитектор. Родился в семье мастера-медника. Учился в Технической школе (1869) и в Высшей школе архитектуры (1873-78) в Барселоне, одновременно работал чертёжником и участвовал в проектах местных архитекторов (выполнял заказы на архитектуру малых форм: металлическая ограда и монументальные ворота парка Сьюдадела в Барселоне, 1875-77, и др.). Испытал влияние Э. Виолле-ле-Дюка, каталонского движения средневекового возрождения, представителей национально-романтичного направления в каталонской литературе. Строил главным образом в Барселоне и её окрестностях. Увлёкшись социально ориентированным учением Дж. Рёскина, выполнил проект фабрики, жилых и других домов для кооператива рабочих-текстилыциков в Матаро (1878). В своих первых самостоятельных постройках экспериментировал с местными строительными техниками, материалами и ремесленными традициями, в том числе использовал цветной керамический декор, так называемый азулежус (частные дома: Висенс, Эль-Каприччо, оба 1883-85; постройки усадьбы Гуэль в Барселоне, 1887).
Реклама
Построенный им дворец Гуэль - 6-этажное здание со скромным уличным фасадом, развитыми пространственной структурой и пластическими формами в интерьере (1886-89, Барселона) - стал манифестом, так называемого каталонского модернисмо (разновидность стиля модерн). С конца 1880-х годов Гауди создаёт цикл неоготических построек с перекрытиями на высоких параболических арках (епископский дворец в Асторге, близ Леона, 1887-93; колледж монастыря Святой Терезы в Барселоне, 1889-94, и др.). В дальнейшем перешёл от использования органических форм в декоративной пластике (в том числе в металлических кованых элементах) к поискам органических архитектурных форм, которые определяют структуру его построек: Каса-Батльо с криволинейными очертаниями фасадов и кровлей, напоминающей спину дракона (1904-06); Каса-Мила с волнообразным рисунком плана и многочисленными двориками причудливой конфигурации (1906-10); фантастические сооружения Парка Гуэль (павильоны, лестница и виадуки на наклонных опорах, торговый зал в виде гипостиля из 100 массивных псевдоархаичных дорических колонн, изгибающаяся подобно змее парковая скамья с характерной для Гауди отделкой поверхностей мозаикой из колотой цветной керамики; 1900-14, все - в Барселоне); проект часовни для рабочего посёлка в Санта-Колома (не завершена, построена только крипта, 1903-16). В 1883 году Гауди назначен директором строительства барселонского собора Саграда-Фамилия (Святого Семейства; начато по неоготическому проекту архитектора Ф. Вильяра), которым занимался до конца жизни.
В 1884-91 годах соорудил крипту и начал фасад восточного трансепта, постепенно разрабатывая собственную концепцию грандиозного храма. В осуществлённом им фрагменте композиции преобладают 4 высокие башни (носят имена апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея; при жизни Гауди была завершена только одна башня, другие достроены в 1930 году); 3-частный портал с обильным декором, напоминающим сталактиты, символизирует Веру, Надежду и Любовь (1903). Все прочие элементы структуры также имеют символическое значение. Закончив возведение одного из фасадов и приходской школы собора (1909), Гауди погиб в результате несчастного случая, оставив не воплощёнными многочисленные чертежи и модели. Похоронен в крипте собора, возведение которого продолжали последователи Гауди (ныне музей). Творчество Гауди оказало большое влияние на искусство и архитектуру 20 века, в том числе на формирование сюрреализма, абстрактного экспрессионизма, направления органической архитектуры и др.
Лит.: Mower D. Gaudi. L., 1977; Collins G., Bassegoda Nonell J. The designs and drawings of А. Gaudi. N. Y., 1983; Solà-Morales Rubio I. Gaudi. Barcelona, 1983; Güell Х. А. Gaudi. Barcelona, 1986; Бассегода Нонель Х. А. Гауди. М., 1986; Tarragô S. А. Gaudi. Barcelona, 1993; Lahuerta J. А. Gaudi. Madrid, 1993; Хенсберген Г. ван. А. Гауди: Биография. М., 2003.
А. Н. Шукурова.