Газотурбинный двигатель
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ГТД), тепловая машина, предназначенная для преобразования энергии сгорания топлива в кинетическую энергию реактивной струи и/или в механическую работу на валу двигателя. В 1791 году английский изобретатель Дж. Барбер впервые предложил идею создания ГТД. Российский инженер П. Д. Кузьминский в 1892 году разработал проект, а в 1900 построил ГТД со сгоранием топлива при постоянном давлении, предназначенный для небольшого катера. В этом ГТД была применена многоступенчатая газовая турбина. Основной элементы ГТД: воздушный компрессор, камера сгорания и газовая турбина. Сжатый атмосферный воздух из компрессора поступает в камеру сгорания, туда же подаётся топливо, которое, сгорая, нагревает воздух; энергия газообразных продуктов сгорания (в газовой турбине) преобразуется в механическую работу, часть которой расходуется на сжатие воздуха в компрессоре; остальная (основная) часть энергии нагретых газов используется для получения с помощью той же или дополнительной турбины полезной механической работы на валу двигателя (например, для вращения воздушного или несущего винта или для увеличения кинетической энергии газов, создающих реактивную тягу).
Реклама
В авиационном ГТД степень повышения давления в компрессорах достигает 30, а температура газов перед турбиной 1650 К и выше. Эффективный кпд в дозвуковом полёте 40-43%, а при больших сверхзвуковых скоростях (Маха число М = 2,5-3) превышает 50%. Стартовая мощность турбовинтовых ГТД 100-10000 кВт, стартовая тяга реактивных ГТД до 300 кН. ГТД в авиации применяются с 1944 года, в 1950-60-х годах - в качестве основных двигателей силовых установок самолётов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов и др. ГТД используют на ТЭЦ (для привода электрогенераторов); на передвижных электростанциях (например, в энергопоездах); для привода компрессоров (воздушных и газовых) с одновременной выработкой электрической и тепловой энергии; в качестве тяговых двигателей газотурбовозов, автобусов, легковых и грузовых автомобилей, гусеничных тракторов, танков; как силовые установки кораблей, катеров, подводных лодок и для привода вспомогательных машин и механизмов (лебёдок, насосов и др.); на объектах военной техники в качестве энергетических и тяговых силовых установок.
Лит.: Теория воздушно-реактивных двигателей / Под редакцией С. М. Шляхтенко. М., 1975; Локай В. И., Максутова М. К., Стрункин В. А. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. 4-е изд. М., 1991.
В. Ф. Захарченко.