Гегельянство

ГЕГЕЛЬЯНСТВО, школа учеников и последователей Г. В. Ф. Гегеля в Европе в 1-й половине 19 века. Наиболее значительным гегельянство было в Германии, где оно организационно оформилось в 1826 году, когда по инициативе Гегеля было основано Общество научной критики, издававшее «Ежегодник научной критики» («Jahrbücher für wissenschaftliche Kritik», 1827-46). После распада гегелевской школы журнал стал органом «правых», или «старых», гегельянцев (Г. Габлер, К. Ф. Гёшель, К. Дауб и др.), тогда как органом «младогегельянцев», или «левых» (эти обозначения были введены Д. Ф. Штраусом по аналогии с фракциями французского парламента), стал «Галлеский ежегодник» («Hallische Jahrbücher», 1838-41, в 1841-43 назывался «Немецкий ежегодник» - «Deutsche Jahrbücher»).

«Старые гегельянцы», интерпретировавшие философию Гегеля в духе протестантской ортодоксии, в разработке философии права (Л. Геннинг, К. Михелет), эстетики (Г. Г. Гото, К. Розенкранц), истории философии (Й. Эрдман, К. Фишер) стремились быть верными общим принципам системы Гегеля; ими было издано 1-е собрание сочинение Гегеля.

Реклама

Левое гегельянство формально заявило о себе выходом в свет в 1835 году сочинения Д. Ф. Штрауса «Жизнь Иисуса». Общей для младогегельянцев (Д. Ф. Штраус, Б. Бауэр, Л. Фейербах, М. Штирнер, К. Маркс, М. Гесс, А. Руге) была ориентация на «освобождение» гегелевской философии от социально-политического консерватизма, «абсолютного идеализма» и толерантности к религии. Идейный радикализм младогегельянцев сочетался с острокритическим отношением к существующей политической и социальной практике; в их воззрениях чувствуется влияние французского утопического социализма. Младогегельянцы говорили о «закате христианства», о конце господствующего положения религии в сфере морали и жизненных ориентаций личности (работы Фейербаха и Бауэра по философии религии): «критическая философия» призвана заменить и вытеснить христианство. В социальной философии следует отметить философское обоснование анархизма Штирнером и социализма Марксом. В стиле философствования, терминологии, понятийном аппарате младогегельянцы находились в большой зависимости от философии Гегеля.

Лит.: Sass Н. V. Untersuchungen zur Religionsphilosophie in der Hegelschule. 1830-1850. Мünster, 1962; Pepperle I. Junghegelianische Geschichtsphilosophie und Kunsttheorie. В., 1978; Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. К., 1983; The young Hegelians. Camb., 1983; Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000.

А. Б. Баллаев.