Гелдер Арт

Гелдер (Gelder) АртГЕЛДЕР (Gelder) Арт (Арент) де (26.10.1645, Дордрехт - 25 или 27.8.1727, там же), голландский живописец и рисовальщик. Первоначально учился у С. ван Хохстратена в Дордрехте, в 1661-67 - в Амстердаме у Рембрандта. Жил в родном городе. В своих картинах на библейские, мифологические, жанровые сюжеты, в портретах следовал своему великому учителю, обнаруживая подчас прямую зависимость от его работ. Так, «Странствующий музыкант» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) написан по рисунку Рембрандта; картина «Се Человек» (1671, КГ, Дрезден) построена по образцу его одноимённого офорта; в «Автопортрете» (или «Портрете коллекционера», после 1685, Эрмитаж) изобразил себя с офортом Рембрандта в руках. Картины Гелдера («Руфь и Вооз», Художественно-исторический музей, Вена; «У врат храма», 1679, Маурицхёйс, Гаага; «Художник в мастерской», 1685, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; «Лот с дочерьми», ГМИИ, и др.) напоминают рембрандтовские своей эмоциональностью, свободной фактурой, тёплым золотисто-красным колоритом со вспышками ярких пятен оранжевого, нежно-розового, белого, эффектами освещения. Живописная изысканность некоторых его работ предвосхищает искусство французского рококо. Причудливой экспрессией отмечен поздний драматический цикл из 22 картин «Страстей Христовых» (около 1715; КГ, Ашаффенбург; Старая пинакотека, Мюнхен; Рейксмюсеум, Амстердам), с их вытянутыми, словно растворяющимися на свету фигурами в асимметричных композициях вертикального формата; необычный образный язык этого цикла не был оценён современниками. В последние годы Гелб писал мало («Портрет доктора Х. Бурхаве с женой и дочерью», около 1722, Рейксмюсеум, Амстердам). При жизни известность Гелба, который не продавал своих картин, исчерпывалась пределами его родного города; в 18-19 веках работы Гелба часто считались произведениями Рембрандта.

Реклама

Лит.: Lilienfeld К. А. de Gelder. Halle, 1914; Moltke J. W. von. А. de Gelder. Doornspijk, 1994.

Т. П. Каптерева.