Гэллап Джордж Хорас

ГЭЛЛАП (Gallup) Джордж Хорас (18.11.1901, Джефферсон, штат Айова - 26.7.1984, Чингель, Швейцария), американский исследователь рекламы, рынка и газет, создатель современной технологии и организации опросов общественного мнения. Получил образование в университете штата Айова (1919-1925). В 1928 году доктор наук по прикладной психологии. Во время обучения читал курс по журналистике (с 1923), по изучению общественного мнения (с 1925), участвовал в качестве интервьюера в исследованиях местной прессы, разработал собственную методику опросов. С 1932 года оставил академическую карьеру и возглавил отдел по исследованию рекламы в агентстве «Young & Rubicam», в котором проработал вице-президентом в течение 10 лет. В 1932 году провёл первое исследование электоральных установок избирателей штата Айова. Успешные результаты вдохновили Гэллапа на создание постоянно действующего исследовательского центра. В 1935 году основал в Принстоне Американский институт общественного мнения (с 1958 «Gallup Organization», или Институт Гэллапа), целью которого было изучение общественного мнения по текущим социально-политическим вопросам и публикация еженедельных отчётов (в форме пресс-релизов) в ведущих СМИ страны. Гэллап вместе с Э. Роупером и А. Кросли ввели в практику опросов репрезентативную выборку респондентов. В 1936 Институт Гэллапа предсказал успех Ф. Д. Рузвельта на президентских выборах и получил общенациональную известность. Постоянно совершенствовал технологию опросов и отбора респондентов, публиковал методику и результаты опросов в журнале «Gallup Poll Monthly». Организация Гэллапа насчитывает более 2000 сотрудников, проводит опросы по всему миру, оказывает консалтинговые услуги клиентам через 40 офисов и Интернет, имеет собственный университет (2006).

Реклама

Своё исследовательское кредо Гэллап изложил в книге «Gallup poll» (1972). За время существования Институт Гэллапа провёл 17 электоральных президентских опросов, которые по своей точности приближались к реальным результатам выборов. Отчёты Института Гэллапа за 1945-52 годы хранятся в Библиотеке имени Г. Трумэна. Новейшие данные опросов - на вебсайте http:// www.gallup.com, инструментарий и базы данных - в Центре Роупера (Roper Center for Public Opinion Research).

Соч.: The Gallup poll; public opinion, 1935-1971. N. Y., 1972. Vol. 1-3; How advertising works // Journal of Advertising Research. 1974. Vol. 14. № 3; America wants to know: The issue and the answers of the eighties. N. Y., 1983.

Лит.: Cantril А. Н. In memorial: G. Н. Gallup // Public Opinion Quarterly. 1984. Vol. 48. № 4; Докторов Б. 3. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М., 2006.

Л. Г. Титаренко.