Гельвеций Клод Адриан

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvétius) Клод Адриан (26.1.1715, Париж - 26.12.1771, там же), французский философ. Образование получил в одном из иезуитских коллежей Парижа, изучал античную и новую философию, литературу и языки. В 1738-51 годах занимал должность генерального откупщика налогов. В 1751 ушёл с государственной службы и переселился в Париж, где вошёл в круг энциклопедистов и включился в работу по созданию «Энциклопедии».

Материалистические взгляды Гельвеция складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц - атомов; с позиций сенсуализма Гельвеций сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения. Выход в свет сочинение Гельвеция «Об уме» («De l’Esprit», vol. 1-2, 1758; русский перевод 1917) стал событием в истории французского Просвещения. Сочинение было осуждено теологическим факультетом Сорбонны и Парижским парламентом и сожжено. Причиной этих нападок, а также суровой критики многих единомышленников стала последовательно проводимая Гельвецием концепция утилитаризма. Определив человека как природное существо, физическая природа которого побуждает его к получению физических удовольствий, Гельвеций из этого делал вывод о личном, прежде всего материальном интересе как основе человеческой жизни. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему - результат любви к самому себе, в основе дружбы - корыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга (Вольтер считал, что такое понимание помещает дружбу в разряд «низких чувств»). Если бы человек не руководствовался корыстью, он проводил бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с Гельвецием, Д. Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал жизнью ради родины, или бескорыстии учёных, например Г. В. Лейбница и И. Ньютона, и т.п.).

Реклама

В 1773 году в Гааге усилиями друзей Гельвеция, а также русского посланника в Голландии князя Д. А. Голицына была опубликован книга Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» («De l’Homme, de ses facultés intellectuelles et de son éducation», русский перевод 1938), где в центре его антропологической концепции стоит проблема воспитания: «Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания» (Соч. М., 1974. Т. 2. С. 185). Уверенность во всемогуществе воспитания привела Гельвеция к созданию демократической социально-политической программы. Его идеал - Франция как конфедерация небольших республик, где просвещённый монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политические права, различие в их имущественном положении не должно быть слишком большим.

Гельвеций заложил основание целостной системы утилитаризма; его последователями стали И. Бентам и Дж. С. Милль.

Соч.: Œuvres completes. Р., 1795. Vol. 1-14; Соч. М., 1974. Т. 1-2; Счастье. М., 1987.

Лит.: Guillois А. Le Salon de Madame Helvétius. Р., 1894; Вороницын И. К. А. Гельвеций. М., 1934; Horowitz I. L. С. Helvetius: philosopher of democracy and enlightenment. N. Y., 1954; Момджян Х. Н. Философия Гельвеция. М., 1955; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995.

Т. Б. Длугач.