Генерал-бас
ГЕНЕРАЛ-БАС (немецкий Generalbaß, буквально - общий бас), цифрованный бас, выписанный в нотах басовый голос с цифрами и/или знаками альтерации; основа аккомпанемента в музыке 17-18 века (аккомпаниатором мог быть органист или клавесинист, реже лютнист; смотри Бассо континуо). Цифры над или под басовой строчкой обозначают диатонические интервалы, специфические для данного созвучия (обозначения терций и квинт, как правило, опускались): 6 -секста (созвучие - секстаккорд); 54 - кварта и квинта, 64 - кварта и секста (задержания к трезвучию); 7 - септима (септаккорд), 65 - квинта и секста (квинтсекстаккорд), 42 или 42 - секунда и кварта (секундаккорд) и так далее. Знаки альтерации либо обозначают видоизменение терции, либо относятся к цифре, возле которой они стоят:
Хроматическое повышение обозначается также перечёркиванием цифры. Цифровка несёт печать старинного (полифонического) понимания гармонической вертикали как суммы интервалов без различения аккордовых и неаккордовых звуков (смотри Аккорд). Условность записи обеспечивала исполнителю свободу в выборе деталей фактуры, голосоведения, т. е. предполагала элемент импровизации. Генерал-бас сложился во 2-й половине 16 века в Италии в практике исполнения полифонической музыки как желательный элемент пения или игры с многоголосным инструментальным аккомпанементом. Потребность в сопровождении отражала новые музыкально-эстетические устремления в конце 16 века, выдвинувшие, в частности, идею солирования; она воплотилась в новом типе композиции с бассо континуо. Распространение генерал-баса связано с развитием гомофонии в европейской музыке конца 16 - середины 18 века (так называемая эпоха генерал-баса). Сочетание в композициях с генерал-басом полифонического и гомофонного начал характеризует стиль барокко. Пособия по аккомпанементу как учению о построении и соединении созвучий частично служили ранними руководствами по гармонии (цифровки, подобные генерал-басу, поныне используются как учебные задания). Цифровой способ записи аккомпанирующей партии возродился в джазе и эстрадной музыке.
Реклама
М. И. Катунян.