Георгианский стиль

Георгианский стильГЕОРГИАНСКИЙ СТИЛЬ (Georgian Style), обобщающее название стилистических течений в архитектуре и декоративном искусстве Великобритании и Ирландии эпохи правления королей Георга I, Георга II и Георга III (1710-е - 1810-е годы). Для формирования раннего георгианского стиля (до 1730-х годов) большое значение имели теоретические труды Р. Б. Бёрлингтона (о творчестве А. Палладио и др.); он развивался от строгого палладианства (Дж. Ванбру, У. Кент, Н. Хоксмур) к его свободной, живой интерпретации (Дж. Гиббс, Дж. Вуд Старший и Дж. Вуд Младший и др.). «Средний» георгианский стиль (1740-50-е годы) включает короткую фазу рококо; с середины 18 века встречается эклектическое использование английской готики, шинуазри (У. Чеймберс), этрусского стиля и помпеянского стиля и др. Георгианский стиль проявился в архитектуре дворцов, усадеб, общественных зданий, в парковых ансамблях, дизайне интерьеров, прикладных искусствах (мебель Т. Чиппендейла, Дж. Хеплуайта, Т. Шератона, керамика Дж. Уэджвуда и др.). Поздний Георгианский стиль (1760-90-е годы) стал высшей стадией английского классицизма (братья Адам, Т. Кули, Дж. Гэндон и др.). Иногда к поздней фазе георгианского стиля относят Регентства стиль и так называемый стиль Георга IV (1820-30) - своеобразный «английский ампир», причудливо сочетающий классицизирующие тенденции с мотивами индо-исламского зодчества, неоготику, мавританский стиль и другие экзотические влияния (творчество Дж. Соуна, У. Уилкинса, Дж. Нэша, Э. Блора и др.). Георгианский стиль получил распространение в британских колониях (в Северной Америке в 1700-70-е годы, Южной Африке, Австралии и др.) как одна из составляющих колониального стиля. Тенденции эклектизма георгианского стиля во многом подготовили появление викторианского стиля.

Лит.: The age of neo-classicism. (Cat.). [L.], 1972; Fowler J., Cornforth J. English decoration in the 18th century. 2nd ed. L., 1978; Rococo: art and design in Hogarth’s England. (Cat.). L., 1984; Summerson J. Georgian. London. New Haven; L., 2003.

В. А. Кулаков.