Георгий Победоносец

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (греческий - Γε?ρ γιος о Τροπαιοφ?ρος) (? - около 303), один из наиболее почитаемых в христианском мире святых (почитается также и у мусульман). Претерпел особо тяжёлые страдания за Христа, как победитель в духовной брани именуется Победоносцем. Позднее этот эпитет был переосмыслен в связи с победой Георгия Победоносца над змеем (сравни сюжет сказания «Чудо о змие»).

Георгий ПобедоносецОсобым почитанием Георгия Победоносца обусловлено наличие большого числа вариантов его жития - «Мученичества», распадающихся в основном на 2 группы: каноническую и апокрифическую. Текст апокрифического «Мученичества» сохранился в 6 редакциях, систематизированных К. Крумбахером. Согласно апокрифическим житиям, Георгий Победоносец претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане) в городе Лидда (Диосполе Палестинском). При переходе от ранне- к средневизантийской эпохе в текст «Мученичества» был внесён ряд существенных изменений: персидский царь Дадиан превращён в римского императора Диоклетиана, Лидда заменена на Никомидию.

Реклама

Согласно средневизантийской агиографической традиции, Георгий Победоносец родился в Каппадокии в семье христианки Полихронии и язычника Геронтия, социальное происхождение которого варьируется в разных житийных редакциях от персидского воина до сенатора-стратилата из Севастополиса Армянского (в северной части Малой Азии). В юном возрасте Георгий Победоносец поступил на военную службу в римскую армию и отличился в войне с персами (296- 297); позднее стал трибуном и комитом. При императоре Диоклетиане, когда начались гонения на христиан, Георгий Победоносец, видимо, оставил службу, раздал имущество нищим и явился на императорский совет в Никомидию, где обличал языческие заблуждения императора. Дальнейшая история Георгия Победоносца, собственно история его свидетельства и страданий за Христа, содержит три сюжетных блока: первые пытки и заключение в тюрьму - чудесные спасение и исцеление святого по воле Божией; обличение язычества при императоре жертвоприношении, уверение близких и приближённых императора, новые пытки - чудесные спасение и исцеление святого; уговоры от императора принести жертвы языческим богам, воскрешение по воле Божией некоего усопшего как доказательство истинности христианской веры, содеянное ради святого, посрамление императора, последнее заключение в тюрьму, ниспровержение святым языческих богов, мученическая кончина святого (отсечение головы по приказу императора).

На православном Востоке культ святого Георгия Победоносца засвидетельствован с 4 века. Кроме главного центра почитания святого в городе Лидда, церкви Святого Георгия, начиная с 4 века, строятся во многих городах Палестины, Каппадокии, в других областях Малой Азии, в Грузии, на полуострове Пелопоннес, в Константинополе, а также в христианском Египте. В южнославянских землях (Болгария, Македония, Сербия) культ святого Георгия Победоносца утвердился под непосредственным византийским влиянием; в 1-й половине 11 века он также утверждается в Киевской Руси благодаря деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого. При этом начиная с 11 века в южнославянских землях и в Киевской Руси культ святого, как правило, будучи ассоциированным с княжеской, царской или королевской властью, неразрывно связан со становлением государственности, собиранием и защитой земель, победой в клановых и династических междоусобицах (сравни, например, Неманичи). В 4-6 веках культ святого распространяется и на латинском Западе, где уже в конце 6 века Григорием Турским и Венацием Фортунатом (умер около 600) были созданы первые литературные произведения по мотивам жития святого. В 7 - начале 8 века от арабов-христиан почитание святого Георгия (арабский Джирджис) перешло к арабам-мусульманам; в начале 8 века житие святого - одной из главных некоранических фигур - было переведено на арабский язык и в апокрифической редакции включено в «Историю пророков и царей» ат-Табари (умер 923). Согласно ему, Джирджис, неоднократно подвергавшийся пыткам и казни по приказу царя Мосула, но всякий раз возвращавшийся к жизни по воле Аллаха, был одним из учеников апостолов Исы (Иисуса). На Ближнем Востоке святой Георгий нередко ассоциируется и отождествляется также с аль-Хадром - одним из 4 бессмертных (наряду с Исой-Иисусом, Ильясом-Илией пророком и Идрисом, отождествляемым с библейским пророком Енохом). В византийской агиографической традиции святому Георгию Победоносцу посвящено значительное число сказаний, среди которых наиболее известны «Чудо о змие», «Чудо о колонне вдовы», «Чудо об обращении сарацина» и др. День памяти - 23 апреля (6 мая).

Георгий ПобедоносецИконография Георгия Победоносца в основных вариантах сложилась к 6 веку. Его изображали юным, с короткими вьющимися волосами, иногда в длинном хитоне и плаще, как мученика (энкаустическая икона «Богоматерь на престоле, с архангелами и предстоящими святыми Феодором и Георгием», 6 век, монастырь Святой Екатерины на Синае), иногда - в короткой тунике, доспехах и плаще, как воина (фреска на столпе Северной церкви в Бауите, Египет). В первом случае его иконографическими атрибутами служили крест или пальмовая ветвь, во втором - копьё, меч, щит, позднее - знамя. Житийные циклы Георгия Победоносца, появившиеся в миниатюрах византийских минологиев в 11 веке, получили значительное распространение в монументальной живописи (фрески Георгиевского придела Софийского собора в Киеве, 1040-е годы) и в иконописи (икона «Святой Георгий с житием в 20 клеймах», 13 век, монастырь Святой Екатерины на Синае). С 12 века известны изображения Георгия Победоносца сидящим на троне-престоле и вынимающим меч из ножен (рельеф из собора Святого Марка, Венеция), а также Георгия Победоносца - всадника, скачущего на коне (иногда со спасённым отроком) или поражающего дракона. В искусстве византийского круга святой облачён в условные античные доспехи; чудовище имеет вид аспида с двумя лапами и змеиным туловищем. Последний сюжет, получивший в русской традиции название «Чудо Георгия о змие», пользовался исключительной популярностью в искусстве Малой Азии, Руси и Западной Европы. Композиционная схема использовалась почти без изменений вплоть до наших дней (редкий пример перекомпоновки - с царевной на первом плане - на картине Я. Тинторетто, около 1560, Национальная галерея, Лондон). В западноевропейской живописи Георгия Победоносца обычно изображали в рыцарских латах, сражающимся с чудовищным драконом: «Битва святого Георгия с драконом» П. Уччелло (около 1470, Национальная галерея, Лондон), цикл картин В. Карпаччо для Скуола-Сан-Джорджо-дельи-Скьявоне в Венеции (1502-07), «Битва святого Георгия с драконом» Рафаэля (1505-06, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Святой Георгий, поражающий дракона» П. П. Рубенса (1606-07, Прадо, Мадрид), «Битва святого Георгия с драконом» Г. Моро (1889-90, Национальная галерея, Лондон).

В скульптуре встречаются ростовые рельефы и статуи Георгия-воина (рельефная деревянная икона из церкви Святого Георгия в Оморфоклисья, Кастория, 13 век; статуи Донателло в церкви Орсанмикеле, Флоренция и др.), реже - Георгия-всадника (статуи со Спасских ворот Московского Кремля, 1464, фрагменты - в музеях Московского Кремля, ГТГ и др.). В мелкой пластике Георгия Победоносца изображали на нательных образках, крестах, монетах, печатях и пр.

Лит.: Верховец Я. Д. Подробное описание жизни, страдания, чудес святого великомученика и Победоносца Георгия... 2-е изд. СПб., 1893; Taube О. von. Die Darstellung des heiligen Georg in der italienischen Kunst. Jena, 1910; Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи 12 века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970; Didi-Huberman G., Garbetta R., Morgaine Н. Saint Georges et le Dragon. Р., 1994; Вугаевский А. В., Владимир (Зорин), шум. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. М., 1998; Георгий, великомученик // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С.665-692.

А. А.Турилов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).