Герреро Франсиско

ГЕРРЕРО (Guerrero) Франсиско (4.10.1528, Севилья - 8.11.1599, там же), испанский композитор. Ученик и последователь К. Моралеса. Наряду с Т. Л. де Викторией яркий представитель испанской композиторской школы эпохи Возрождения. В 1542-46 годах певчий, с 1551 - помощник регента, в 1574-99 (с перерывами) регент (maestro di capilla) кафедрального собора в Севилье. Паломничество в Святую землю (1588-89), сопровождавшееся нападением пиратов и тюремным заключением, описал в книге «Путешествие в Иерусалим» (1590), которая имела большой успех у современников. Искусно играл на арфе, органе, виуэле и других инструментах. Центральное место в творчестве занимают сочинения для церкви: «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» (имеют авторский подзаголовок «на испанский манер»), 18 месс (в том числе реквием; опубликован в 1566 и 1582), около 150 мотетов (1555-97), магнификаты во всех церковных ладах (1563), 8-голосный Те Deum (1589). Всемирную известность приобрёл 5-голосный мотет «Радуйся, пресвятая Дева» («Ave Virgo sanctissima», 1566).

Блестящий образец стиля Герреро - сборник многоголосных испанских песен «Духовные кансьон и вильянсико» («Canciones у villanescas espirituales», 1589), демонстрирующий совершенство владения им техникой имитационной полифонии и гомофонным складом; характерны изобретательность ритмики (синкопы, триоли, квазифольклорные танцевальные фигуры) и «театральные» эффекты (генеральные паузы, контрасты ансамблевого и сольного звучания, звукоизобразительность).

Лит.: Pacheco F. Libro de descripciôn de verdaderos retratos de ilustres у mémorables varones. Seville, 1599. Seville, 1985; Stevenson R. М. Francisco Guerrero: Seville’s sixteenth-century cynosure // Inter-American Music Review. 1992. Vol. 13. №1.

С. Н. Лебедев.