Гершвин Джордж

ГЕРШВИН ГЕРШВИН Джордж (Gershwin) (26.9.1898, Бруклин, Нью-Йорк - 11.7.1937, Голливуд, Калифорния), американский композитор, пианист, дирижёр. Родился в еврейской семье, эмигрировавшей из России в 1890-х годах. Систематического общего и музыкального  образования не получил.

В 1914-16 работал в нотном издательстве «Ремик» в Нью-Йорке: проигрывал на фортепиано песни для покупателей. Вскоре стал опытным аккомпаниатором и импровизатором, сам начал сочинять песни. Стихи для большей части песен писал его старший брат Айра Гершвин (1896-1983). С 1917 года, работая аккомпаниатором в бродвейских театрах, Гершвин писал отдельные песни к спектаклям, в 1919 году полностью озвучил спектакль «Ла, ла, Люсиль». После создания первого хита - песни «Swanee» (1920) начал получать заказы для бродвейской сцены. Гершвин стал первым композитором, возвысившим джаз до концертной эстрады и соединившим популярные и классические жанры. В 1924 году по заказу руководителя танцевального оркестра Пола Уайтмена написал «Рапсодию в голубых тонах» (в России известна также под названием «Рапсодия в блюзовых тонах») для фортепиано и джаз-бенда. Блестящая оркестровая версия «Рапсодии...» (её автор - Ф. Грофе) продемонстрировала, что джазовая музыка способна существовать в условиях симфонического концерта. Во 2-й половине 1920-х годов Гершвин брал уроки композиции у Р. Гольдмарка, У. Риггера и Г. Кауэлла. В 1925 году по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра и его дирижёра В. Дамроша написал Концерт для фортепиано с оркестром (оригинал для 2 фортепиано, оркестровка Грофе). В 1928 году состоялась премьера (в исполнении того же оркестра) симфонической сюиты «Американец в Париже» (оригинал для 2 фортепиано, оркестровка Ф. Кэмпбелла-Уотсона), созданной Гершвиным под впечатлением поездки в Европу, где он познакомился с С. С. Прокофьевым, Д. Мийо, Ф. Пуленком, М. Равелем, А. Бергом и другими музыкантами. В 1929 году дебютировал в качестве дирижёра Нью-Йоркского филармонического оркестра (при этом одновременно исполнял сольную фортепианную партию). В октябре того же года подписал контракт на создание «еврейской оперы» для «Метрополитен-оперы», однако этот проект не был реализован.

Реклама

В 1930-х годах Гершвин стал широко известным в США композитором, признанным, прежде всего как автор сценических и песенных жанров. При этом он продолжал совершенствовать своё профессиональное мастерство: в 1932-36 брал уроки теории музыки и композиции у И. Шиллингера (эмигрировал в США из России). Высшее творческое достижение Гершвина - опера «Порги и Бесс» («американская народная опера»), созданная по новелле Д. Хейуорда «Порги» о жизни чернокожих обитателей «рыбного ряда» в Чарлстоне (штат Южная Каролина). Впервые показанная на Бродвее в 1935 году, опера вскоре вошла в репертуар многих театров мира. «Порги и Бесс» считается исторически первой американской оперой, в ней органично переплелись драма и комедия, серьёзность и гротеск, реалистичность ситуаций и психологическая заострённость характеров. Основу музыкального  языка образует причудливая смесь негритянских спиричуэлов, лирических блюзов и классического оркестрового звучания. Значительное место (наряду с традиционными сольными номерами) отводится хоровым сценам, отличающимся протяжённостью, развитостью диалогов, ритмической изощрённостью. Одновременно Гершвин продолжал работать над мюзиклами, самые удачные из которых - «Пусть гремит оркестр», «Безумная», «О тебе я пою».

Музыкальный стиль Гершвина - специфический «американский диалект» позднеромантичной европейской традиции. В лучших сочинениях ему удалось, не впадая в банальность, соединить элементы джаза и популярной американской музыки с фольклором афроамериканцев. Композитор постоянно экспериментировал в области гармонии и ритма, главным образом с целью придания им большей характерности, рельефности, «пряного» колорита. Гершвин обладал исключительным мелодическим дарованием; легко запоминающиеся темы его песен («Fascinating rhythm», «Oh lady be good», «Summertime» и многих др.) приобрели всемирную известность. Его опыт вдохновил многих композиторов 20 века (в том числе И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, Л. Бернстайна) на эксперименты в области смешения джазовой и классической стилистики.

Лит.: Григорьев Л., Платек Я. Дж. Гершвин. М., 1956; Конен В. Пути американской музыки. 3-е изд. М., 1977; Jeambar D. G. Gershwin. Р., 1982; Jabionski Е. Gershwin. N. Y., 1987; Юэн Д. Дж. Гершвин: путь к славе. М., 1989; Gilbert S.Е. The music of Gershwin. New Haven, 1995; Peyser J. The memory of all that. N. Y., 1998; Carnovale N. G. Gershwin: а bio-bibliography. Westport, 2000.

Е. А. Дубинец.