Гертген тот Синт-Янс

Гертген тот Синт-Янс ГЕРТГЕН ТОТ СИНТ-ЯНС (Geertgen tot Sint Jans) [между 1460 и 1465, Лейден (?) - 1495, Харлем (?)], нидерландский живописец. Учился у А. ван Ауватера в Харлеме, жил там же в монастыре ордена иоаннитов (отсюда имя; буквально - маленький Герард от святого Иоанна), не вступая, однако, в орден. Главной работой мастера был большой алтарный триптих «Распятие» (около 1484-94) для церкви этого монастыря; сохранилась лишь правая створка - «Оплакивание Христа» (Художественно-исторический музей, Вена), полное суровой торжественности (на обороте - «Сожжение останков Иоанна Крестителя», с групповым портретом рыцарей-монахов, положившим начало жанру корпоративного портрета, распространённому в 16-17 веках). Несмотря на заметное влияние Рогира ван дер Вейдена и Хуго ван дер Гуса, образы мастера пленяют искренностью благочестивых эмоций, пестроватый колорит напоминает порой народные картинки, а обилие бытовых деталей вносит в композицию особую задушевность («Родня Христова в церкви», около 1480, Рейксмюсеум, Амстердам; «Поклонение волхвов», около 1490-95, Национальная галерея, Прага). Алтарная картина «Ночное Рождество» (около 1480-90, Национальная галерея, Лондон) стала одним из первых «ноктюрнов» (ночных сцен) в европейской живописи; слияние человека с природой передаёт картина «Иоанн Креститель в пустыне» (около 1485-90, Государственный музей, Берлин). В исполненном острого драматизма образе «Христа Страждущего» (Музей архиепископа, Утрехт) натурализм причудливо сочетается с традиционным средневековым золотым фоном.

Лит.: Мандер К. ван. Книга о художниках. М.; Л., 1940; Boon К. G. Geertgen tot Sint Jans. Amst., 1967; Châtelet А. G. de Saint-Jean et la peinture dans le Pays-Bas du Nord au XV siècle. Lille, 1979. Vol. 1-3.

Л. С. Алёшина.